Есть оптика на Курилы! часть 2

Продолжаем нашу экскурсию. Первую часть вы можете почитать тут http://zeka.su/2019/03/19/5226/
С кабельной палубой мы закончили. Пройдемте на корму и посмотрим подводное оборудование.

Кормовая палуба

Единственным глубоководным агрегатом на этом судне является плуг.

Плуг опускается на тросе на дно и тянется за движущимся кораблем как обычный плуг по полю за лошадью. В процессе движения по команде сверху плуг заглубляет свой рабочий клык в дно и копает там траншею на глубину до метра. Через клык проходит кабель канал и наш кабель сразу оказывается в траншее. Которая сразу может быть и завалена грунтом.
Конечно эта схема может и не сработать на скальных массивах в прибрежной полосе, но в самом океане на дне обычно тихо и дно представляет из себя отложение мягких осадочных пород или даже ил. В такие грунты плуг может зарыться на максимальную глубину ножа. Если кабель оставить лежать сверху то его можно повредить. Например если кто-то из рыбаков или научников будут тралить живность со дна или акула попадется слишком нервная. Примеров множество. На мелководье где есть активное судоходство кабель приходится дополнительно заваливать скальником для безопасности. Вдруг нерадивый капитан бросит возле него якорь и потом вытащит своим якорем все 850 км кабеля.

Отличное видео показывающее работу плуга

И еще одно видео, которым пугают всех владельцев подводных кабелей.

Плуг 

Плуг весит почти 30 тонн и может работать на глубинах до 1500 метров.
Более подробную спецификацию можно увидеть на сайте владельца http://www.ktsubmarine.co.kr/eng/equipment/plough.asp

2 Плуг в передней части имеет две лыжи. Они встают на грунт и он на этих лыжах едет за кораблем на привязи

3 В его задней части находится клык. Клык заглубляется в грунт и выпахивает там траншею заданной глубины. По заднему ребру клыка под воду в траншею заводится кабель через специальный “язычек”

Над клыком установлена камеры, освещение и датчики для наблюдения процесса работы. Картинка передается операторам на палубу.

4 Для чего предназначен маленький зеленый человечек непонятно. Но предположу что плуг имеет свое имя в судовой роли и все к нему обращаются по имени

5 “Язычок” который отвечает за подачу кабеля в траншею. Может опускаться и подниматься регулирую глубину укладки или натяжение кабеля

6 Крупный план

7 Вид спереди

8 Плуг вещь сложная. Видите кучу управляющей гидравлики для опускания клыка и задней пары лыж.

9 Пойдем наверх. полюбуемся с высоты . Перед этим требуется ознакомиться с ТБ

10 Плуг вид сверху. Те в белых касках не со мной.

11 Судя по свежей окраске плуг недавно приводили в порядок. Уверен что после работы он весь грязный и ржавый. Вот на лыже осталось немного грязи .

12 Над плугом находится “портальный” кран который и перебрасывает плуг за борт. Увы тут он не влез в кадр

13 Но вот так понятнее.

14 Дополнительный кран

15

Дополнительный кран требуется для работы с другими вещами кроме плуга. Поднятие кабеля оставленного на время от работы.
Вот представьте, вы прокладываете кабель, и вам грозит шторм. Что делать? Сматывать 1000 км кабеля?
Нет все просто. Отрезаем кабель на том месте где закончили. Привязываем к нему поплавок или 10 поплавков и оставляем тут. Сами собираем все манатки и уплываем в защищенный порт. По окончании шторма приплываем на место, цепляем лебедкой конец кабеля на поплавках и затаскиваем его на кабельную палубу. Там разрезаем, присоединяем наш конец и продолжаем прокладку. Вот и все.

16 А запасы всяких поплавков у нас в наличии

17 Запас якорей для закрепления поплавков на месте

18 Ладно мы отвлеклись . Вот несущий трос для спуска плуга под воду

19 На верхней палубе есть контейнеры для хранения всяких мелочей

20 Вход на кабельную палубу герметично закрывается на случай шторма

21
А это “слив” для кабеля который уйдет на глубину

22 Пожалуй закончим осмотр кормовой палубы и отметим, что местные сотрудники очень креативны.
Вот набор самодельных и недорогих якорей. Предполагаю, что они одноразовые

Дальше мы отправимся с сердце корабля, в его рубку управления…

Рубка

Собственно отсюда и осуществляется все управление
23 Правый борт

34 Левый борт

35 Нос корабля. Вертолетная площадка. Под ней столовая для экипажа

26 Пульт

27 Тут прям порядок. Все гораздо лучше чем на наших судах каменного века .

28 Место штурмана

29 Схема судна. Кстати я вас обманул. На судне не 2 кабельных танка, а 4. На нижней схеме видны два дополнительных меньшего объема

30 Посреди рубки есть самое важное место, без которого можно было бы огрести проблемы. Отличный сортир. Я зашел и проверил. Все чистенько

31

32 Мне по секрету рассказали, что, не смотря на некий бардак, сортиры на Сегеро в разы чище чем на КабельИнноваторе.  А это знаете ли показатель

33 Отдельная рубка управления для всех глубоководных работ. Сердце всего.
Тут сидят операторы управляющие всеми технологическими процессами. работа плуга, подача кабеля

34 Радары, позиционирование

35 Связь ну и все что нужно в одном месте

36 Еще одна секретная карта. Планы работ. Где и куда плывем. Куда прокладываем

37 Предназначение этого оборудования увы не раскрыли. Наверное коммерческая тайна

38 Кормовая рубка управления, вид снаружи

39 Пульт. Так понимаю многое дублируется с передней рубки

40 Вид на кормовую палубу

41 Виден кран плуга, и вспомогательные краны.

НУ и для порядку заглянем в кают компанию-столовую для экипажа. Увы она небольшая и не вместит сразу все 60 человек экипажа.
42 На стенах есть украшение

43 На камбуз не пустили, но сразу видно, что тут у нас одни азиаты. Целых 3 рисоварки

44 Из развлечений присутствует видео и караоке

НУ а теперь покинуть гостеприимный корабль и посмотреть на него издалека.
Спасибо за гостеприимство всем.
45

Внешний вид 

46 Припаркован в торговом порту

47 Кормовое оборудование

48 На носу практически ничего нет

49

И небольшое видео снятое в японии

Ход работ 

Итоги работы

Работы про прокладке линии с Ванино на Сахалин велись летом 2018 года, а потом корабль отправился в Корсаков, дозаправился и вышел на место работ в Охотское море.
К октябрю работы по прокладке уже были завершены и началась пусконаладка.

Береговые станции были подключены к узлам связи в Курильске, Южно-Курильске, Крабзаводске и Малокурильске. Увы остальные населенные пункты пока еще не подключены. Но там вопрос лишь техники. Нужно проложить наземные оптические кабеля и все. Обещают что в 2019 году подключат к быстрому интернету Аэропорт Менделеево и Ясное.
Увы я не располагаю данными о дорожной карте. Но с 2019 года Ростелеком начинает проект подключения последней мили быстрого интернета в поселках до 100 жителей. (раньше было до 200) Это проект Устранение Цифрового Неравенства

В феврале группа высокопоставленных чиновников выбиралась на Шикотан и торжественно открывала подключение интернета в гос учреждениях. Школа, дом культуры сельские администрации.

Увы я не нашел в интернетах фотографий с мероприятия. Вот единственная. Из клуба поселка Крабзаводское – Шикотан

Ну и есть репортаж 1го канала. Показывают немного сам корабль и даже стойку в коммуникационном узле. Остальное всякий официоз.
https://www.1tv.ru/news/2019-02-26/361072-zhiteli_yuzhnyh_kuril_poluchili_dostup_k_vysokoskorostnomu_internetu

Теперь немного мыслей вслух.
Дальний восток долгое время был да и сейчас остается проблемным в области связи с внешним миром и центром страны.
Долго время дикие спутниковые тарифы интернета ограничивали население в возможностях пользования современными средствами связи. Последние годы государство решило воссоединить “острова” с центром и Ростелеком при активной господдержке проложил линии связи до Магадана и Камчатки. Тем самым связал самые крупные города с центром.
Юг Камчатки и около магаданская территория получили нормальную связь по божеской цене. Но все равно остается еще много населенных пунктов куда только самолетом можно долететь.
При переключении на кабель освободились большие мощности спутниковой связи и это дало возможность увеличить каналы связи на остальные населенные пункты. Но без дотации цена спутникового интернета слишком высока для населения.

Север Камчатки, Корякия и Чукотка остаются дальше жить на спутниковой связи. Если считать в количестве потребителей, то тянуть туда провод кажется очень дорогим вложением государственных денег.
Но тут есть одно НО. Но Курилы оптику протянули , но там живет всего лишь 16 000 жителей . На Чукотке живет 50 000 жителей из них половина в столице Анадыре.
Курилы, кмк, это больше политический проект.Имеющихся спутниковых линий связи вполне хватало для жизни. Я там был в 2011 году , видел что жить можно. Скорость не сильно хороша, но цена дотируема и жителям доступна. Увы такой услуги нет для бизнеса, и тем кто там развивает производство и для военных цена высока.
Провод протянутый на острова это такая цепочка стабильности, для понимания того что мы Курилы не бросим. Если думать экономически, то можно было легко и просто бросить на Курилы кабель с Япониии, но это бы нарушило “безопасность”. А вдруг японцы на нас ополчатся и отрубят интеренет. А ведь там всего ничего. С Кунашира виден тот берег Японии и добивает сотовая связь.

С Чукоткой то же самое. На нее конечно Япония не претендует, но для безопасности нужен свой кабель.

Если верить СМИ то шанс прокладки кабеля на Чукотку есть
Губернатор Чукотского автономного округа Роман Копин неоднократно выходил на руководство страны и федеральное правительство с предложениями об улучшении качества связи и интернета в регионе.

Так, на встрече в августе с президентом Владимиром Путиным этот вопрос обсуждался как один из наиболее острых для Чукотки. Глава региона просил президента поддержать проект строительства магистральной ВОЛС по маршруту Петропавловск-Камчатский – Анадырь в рамках национального проекта «Цифровая экономика» с началом реализации в 2019 году. Роман Копин отметил, что проведенный Минкомсвязи России, правительством Чукотского автономного округа и ПАО «Ростелеком» анализ показал равнозначность ежегодных операционных расходов на предоставление спутниковых каналов связи с единовременными капитальными затратами на строительство ВОЛС по маршруту Петропавловск-Камчатский – Анадырь. Причем с выходом на Чукотку попутно обеспечиваются магистральной линией связи населенные пункты Камчатского края, и существенно улучшится качество предоставляемых услуг в цифровом формате

Интернет планируют вести на Чукотку двумя ветками. На западную часть чукотки в Певек линию потянут с магадана, по планируемому к строительству там энергомосту. А вот на восток чукотки потянут подводный кабель с камчатки

К исполнению проекта, который принесет на Чукотку высокоскоростной интернет, приступят в 2019 году, – сообщает пресс-служба Чукотского АО. Руководство региона сообщает, что до ввода ВОЛС в эксплуатацию интернет-провайдеры, которые будут предоставлять услуги населению, получат субсидирование из федерального бюджета. Таким образом, местному населению обеспечат качественный доступ к всемирной паутине по тарифам, не превышающим средних по Дальневосточному ФО.

Кабель пройдет по морскому пути от Петропавловска-Камчатского до Анадыря и по суше: Омсукчан-Песчанка-Билибино-Певек. Реализация первого этапа (сухопутной части) пройдет в период 2019-2020 годы: протяженность этой линии ВОЛС составит 1400 км и приведет интернет в северные регионы Чукотки. Пропускная способность канала – 100 Гбит/с. Подводный кабель – второй этап, сроки исполнения которого 2019-2022 годы. Протяженность линии – 860 км, пропускная способность – 80 Гбит/с. Общая стоимость проекта оценена в 7,8 миллиарда рублей.

Параллельно с прокладкой ВОЛС в регионе продолжат реализацию программы “Цифровая Чукотка – 2014-2020”, направленную на развитие спутниковых каналов связи. По завершении интернет будет доступен 99 процентам населения края, скорость передачи данных – 787 Мбит/с.

На этом все. Поблагодарим компанию Ростелеком за оказанную честь побывать на таком интересном кораблике. И лично огромная благодарность Любе за такую интересную экскурсию.

Аналогичный репортаж с другого кабелеукладчика Cable Innovator
Часть 1 http://zeka.su/2016/07/07/3376/
Часть 2 http://zeka.su/2016/07/11/3406/
Часть 3 http://zeka.su/2016/07/22/3430/