Есть оптика на Курилы! часть 1.

Возрадуемся товарищи!
10 лет назад мы радовались тому, что оптические линии связи пересекли Татарский пролив, три года назад мы восхищались тем что закончили прокладку оптики на Магадан, а пару лет назад на Камчатку.
И вот наступил черед Южных Курил.

Этой осенью, оптика пришла на три Курильских острова. Итуруп, Кунашир и Шикотан.
Я как обычно постарался, насколько это это было в моих силах следить за этим делом и я скажу вам, что все уже проложено,протестировано и пару недель назад официально запущено в эксплуатацию.

Мне удалось по приглашению Ростелекома посетить корабль, который вел работы по укладке кабеля.
Заказчиком выступило государство в лице Ростелекома, исполнителем, как и в прошлый раз, стала компания Хуйвэй.
А вот судно кабелеукладчик было уже другое.
Естественно в процессе укладки кабеля возникали некоторые политические проблемы с соседями. Но вроде ничего дальше нот протеста не пошло. Хотя черт его знает, до чего там обстановка дойдет.

Корейский Segero 1998 года выпуска.

Спецификация http://www.ktsubmarine.co.kr/eng/equipment/segero.asp

Кому интересны другие корабли-кабелеукладчики – Вот вам для любования прекрасная подборка https://www.iscpc.org/cableships-of-the-world/

В 2017 году, та же команда, что и строили линию на Магадан и Камчатку, вела разведывательные работы в охотском море на наших гидрографических судах, а в 2018 году в мае, корабль прибыл во Владивосток, взял команду и технических специалистов и отправился в район работ для непосредственной прокладки.

Вам выпала уникальная возможность вместе со мной пройтись по кораблю кабелеукладчику и посмотреть что да как.
Увы больше никто не расскажет вам такого, как и в прошлый раз, в рассказе про другой Кабелеукладчик.

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Если вы не знаете или забыли, как ведется прокладка подводных линий связи, то я вам напомню

Этапы работ по прокладке подводных линий связи 

1 Исследование и проектирование

На этом этапе исследуется дно моря, или берутся уже готовые материалы от предыдущих исследований. В зависимости от рельефа дна, строится маршрут прокладки. Естественно, учитываются и текущие коммуникации на дне. Но благо то, что Охотское море не богато подводными трубопроводами и подводными оптическими магистралями, ну разве что секретные кабеля связи ТОФа к которым прислушиваются вражеские подводные лодки.
На место работ оправляется гидрографическое судно и производится исследование дня, рельефа и определение точек выхода кабеля на поверхность на берегу.

2 Изготовление кабеля и погрузка

Кабель изготавливается сразу цельной катушкой, чтобы можно было при идеальных условиях проложить его от начала и до конца, и загружается на корабль. На этапе производства в кабель сразу встраивают эрбиевые усилители EDFA (англ. Erbium Doped Fiber Amplifier) — волоконно-оптический усилитель на оптическом волокне, легированном ионами эрбия.
В связи с тем, что у России нет подобных кораблей гражданского назначения, то изготовление кабеля и его прокладку поручили компании “Huawei”.
Хуавей не имеет своего флота и по этой причине наняли субподрядчика kt submarinе , корейская компания которая специализируется на подводных работах

3 Прокладка

Тут все просто. На дно, с корабля, опускают плуг и включают малый вперед. Он роет траншею, в нее закапывается кабель.

Разница с картинкой лишь в том, что под кораблем глубина пару километров.

Вот еще познавательно видео

4 Подключение к берегу

Если все прошло хорошо и кабель дотянули от берега до берега, то его подключают к береговой станции.  Для этого в месте подключения кабель основательно закапывают в дно, чтобы его не вымыло морем, заваливают камнями .  Соединяют земной конец с морским. 

Вот так это выглядит вблизи

5 Тестирование и запуск в эксплуатацию

После окончания работ провода втыкают, меряют потери, запускают связь. Если все работает – подключают потребителей. Обычно запускают на минимальной скорости, но в в кабеле обычно присутствуют дополнительные жилы, по которым в дальнейшем , при замене оборудования можно запустить большие объемы передачи трафика. Ну и опять же резерв, вдруг что сломается.   

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Кабелеукладчик Segero

1 1 А сейчас, мы с вами ступим на борт корабля Сегеро и пройдемся немного.

2 Первое что нам предстоит это , да все верно мы наденем средства защиты чтобы не удариться головой где не надо

3 Я в прошлый раз не задумывался, как погружают кабеля на судно. Оказывается есть специальные “заправочные горловины” . Я если честно думал просто через открытую дверь в борту.

Основные отличительные модули судна-кабелеукладчика это

  • Кабельная палуба. На ней производятся все работы с кабелем. Разделка, починка, передача кабеля наружу и так далее.   На кабельной палубе стоит отдельно выделить мокрое хранилище усилителей. (подводные усилители сигнала требуется хранить во влажной среде) . “Чистая комната” – требуется для проведения работ по сварке кабеля. Рентген кабинет – для проверки качества соединений.     
  • Кабельные танки. Емкости в виде бочек где хранят запасы кабеля. 
  • Кормовая палуба с кранами  и инструментами прокладки.  Там обычно размещают подводное оборудование  для прокладки и краны для управления этим тяжелым оборудованием. Так же пульты управления. 
  • Собственное подводное оборудование плуг  и дополнительные подводные роботы.  
  • Дополнительная кормовая рубка. Так как часто требуется очень точно позиционировать корабль в море при работах, то и рубка у него обычно двойная, спереди и сзади.  Чтобы рулевой мог контролировать процесс со всех сторон. 

Остальное все такое же как и других судов, двигатель, каюты, камбуз, столовая.  Единственно но, для удобства на таких судах есть куча разных подруливающих устройств и автоматики для миллиметровой точности в удержании судна на месте.

Пойдем по порядку

Кабельная Палуба

4 Вот эти механизмы это транспортеры для передаче кабеля из танков на корму

5 Ролики для протягивания кабеля

6

7 Одновременно можно подавать сразу два кабеля из 2х танков

8

9 Не знаю как назвать, но типа кабель каналов. По ним едут кабеля

10 На самой палубе хранят усилители сигнала

11 Увы мокрой камеры на борту видимо нет. Схема хранения реализована по методике “Мокрая тряпка”

12

Это прям разочарование в сравнении с другим кабелеукладчиком который мне удалось посетить. Сами можете зайти и сравнить http://zeka.su/2016/07/11/3406/

Как работают усилители сигнала
Усилители чаще всего делаются на основе легирования волокна редкоземельным элементом эрбием.

Дополнительный лазерный луч накачки большой мощности, но отличный от частоты работы лазера передающего информацию вводится в волокно и заставляет атомы эрбия в усилителе перейти в возбужденное нестабильное состояние. Когда с этим атомом сталкивается ослабленный длинной дорогой по оптоволокну фотон лазерного излучения с полезной информацией, он получает от этого возбужденного атома энергию, и переизлучается с новой силой и летит дальше, точнее он переизлучается в виде 2х квантов и полезных фотонов становится больше.

Это все если объяснить на пальцах. будет так.
В трубу закинуты теннисные мячики на которых записана информация и они летят по трубе из пункта А в пункт Б. Труба длинна, и испытывая сопротивление воздуха они замедляются и могут не долететь до конца трубы.
Но рядом по параллельной трубе качают воздух на большой скорости, и он заставляет крутиться быстро лопатки колеса типа как на водяной мельнице, или колесном пароходе, расположенные где-то в середине трубы.
Долетев до этого колеса теннисные мячики получают этим колесом по заднице, как теннисной ракеткой и с новыми силами летят дальше… еще 80км =)
Кому интересно почитайте нормальную и полезную статью на эту тему, ну или Википедию

простите за сумбур, но я не сильно силен в этих делах.

13 Так же на этой палубе производится складирование дополнительного оборудования для прокладки. Муфты, переходники и так далее. Короче куча всякой расходки

14 Тут можно выйти в море =)

15 Вот тут лежат подозрительные коробочки, которые меня заинтересовали

16 Это как раз оптическая муфта для установки в береговом коммутационном шкафу. Это самый конец кабеля. В нее уже будет подключаться оконечное оборудование . В муфте как раз видно, что разведено 4 жилы .

17 Увы не знаю что это, но тоже наверное ЗИПы и другие части

18 Наглядное пособие по укладке

НА кабельной палубе естественно есть и два кабельных танка – хранилища.
19 В них лежит 850 км кабеля + запас.

20 Второе хранилище

21 стенки танка округлые, чтобы кабель скользил и не перетирался

Теперь заглянем в “чистую комнату”. Там производятся работы по разделке кабеля, свариванию оптики и по установке муфт, усилителей и так далее.

22 Верстак. Обратите внимание на самодельные бобины для материалов

Инструменты и куча всякой изоленты. 

23 Сварочный аппарат

Как он работает можно посмотреть тут или тут

24 станина для монтажа соединительной муфты. Это довольно большая и тяжелая конструкция.

25 Увы не знаю, что это но предположу что оконечное оборудование для наземной станции

26 Рентген оборудование для тестирования изготовленных подводных муфт. Сами понимаете, лучше 30 раз проверить, чем потом месяц возиться с доставание кабеля и изготовлению новой муфты

Сейчас мы подсмотрим как работают профи и насколько прочный этот подводный кабель.
Работники разделают конец кабеля для установки на нем муфты

27

28 Сначала нужно расплести пластиковую многослойную изоляцию

29 Устройство кабеля. Верхний слой – пластиковая гидроизоляция. Далее – силовые несущие стальные тросы. Под ними слой полиэтиленовой изоляции. Внутри медная гибкая трубка. А в ней уже идут сами оптические волокна

30 Мне покоя не давали вот эти бобины. Тут шкурка для зачистки кабеля, и пилы в виде струн. Такой струной удобно резать пластиковые оболочки

31 А вот чтобы вскрыть силовой стальной каркас приходится применять более тяжелую артиллерию. Турбинка и несколько минут напряженной работы

32 Что удивляет в местных работниках, это некоторая пренебрежительность к ТБ. Надеюсь у них ничего плохого не случалось

НУ и немного технических подробностей.
Вроде проложить провод – ничего сложного . Вот нашел картинку сколько всякого оборудования нужно установить на кабель перед прокладкой. Естественно больше всего нужно установить на самый длинный кабель – Сахалин – Итуруп (верхняя строка) . Далее кабель идет на Кунашир, а потом на Шикотан.
Кстати дополнительный проектом этого корабля была прокладка новой линии связи связывающий Сахалин с большой землей. Кабель проложили через Татарский пролив из Ванино в Углегорск. Но там линия связи небольшая в сравнении с остальными

На сегодня пожалуй хватит. Продолжение уже завтра.

Продолжение следует….