Cable Innovator. Часть 1

Как вы все знаете, компания Ростелеком уже второй год ведет глобальную стройку магистрали связи на Дальнем Востоке.
С 2014 года ведется строительство подводной волоконно-оптической линии связи (ПВОЛС) Камчатка – Сахалин – Магадан.
В прошлом году, в июне месяце, эта стройка перешла к самой сложной части этого проекта, к прокладке подводного кабеля. Эту работу ведет судно-кабелеукладчик компании Global Marine Сable Innovator

В прошлом году этот кораблик уже заходил к нам в порт, но к сожалению, на него не водили экскурсии. И вот в этом году, видимо под впечатлением успехов прошлого года, “Ростелеком” пригласил несколько представителей СМИ на борт, дабы показать это чудо техники, которое ведет самую трудную работу в этом проекте.


Первоначально планировалось, что за лето 2015 года будут выполнены все работы по проекту и проложены обе ветки ПВОЛС.

Но Охотское море оказалось негостеприимным и не приняло весь кабель. Погодные условия и рельеф дна не позволили проложить обе ветки за один сезон. И вот, в конце мая, Сable Innovator прибыл к нам в город, чтобы взять на борт часть команды и специалистов от компаний-заказчиков “Ростелеком” и “Huawei”

Надеюсь сие будет для вас любопытно.

Итак Сable Innovator крупнейший в мире кабелеукладчик для оптики построен в 1995 года на верфи Kvaerner Masa в Финляндии. Представляет из себя дизель электроход (двигатели дизельные, но привод на винты электрический). Оборудован кучей всяких систем стабилизации и подруливающими устройствами для того, чтобы позиционировать корабль в любых условиях с точностью до метра (как мне пожаловались участники работ, из за того, что на корабле по бортам установлены дополнительные движители для подруливания, с борта запрещают ловить рыбу, чтобы леску не затянуло в механизмы =))) ох печаль печаль огорчение).

На фото вы видите, что он оборудован двумя рубками, носовой и кормовой. В кормовой рубке сидят сотрудники, отвечающие за сам процесс укладки, в носовой все так же как и у всех других кораблей: капитан, штурман.

Имеется 3 трюма для кабеля – танка, их вместимости хватит проложить кабель на пол земного шара.

Для прокладки под водой используется 2 устройства – Плуг и Робот. Плуг опускают с кормы и волокут за кораблем. Он пропахивает на дне моря траншею и в нее закладывает кабель. Плуг это основной инструмент. А вот робот используется уже в экстренных случаях, когда на дне моря скалы, когда кабель оборвется и потребуется найти его конец, и для ремонта подводных кабелей.

Я разделю экскурсию на 3 части:
Часть 1 – Рубка, капитанский мостик;
Часть 2 – Кабельная палуба;
Часть 3 – Подводные инструменты Плуг и Робот.

Для того, чтобы вы немного понимали, как вообще укладывают кабель расскажу немного теории.

Работы делятся на несколько этапов:
1 Исследование и проектирование
На этом этапе исследуется дно моря, или берутся уже готовые материалы от предыдущих исследований. В зависимости от рельефа дна, строится маршрут прокладки. Естественно, учитываются и текущие коммуникации на дне. Но благо то, что Охотское море не богато подводными трубопроводами и подводными оптическими магистралями, ну разве что секретные кабеля связи ТОФа к которым прислушиваются вражеские подводные лодки.

2 Изготовление кабеля и погрузка
Кабель изготавливается сразу цельной катушкой, чтобы можно было при идеальных условиях проложить его от начала и до конца, и загружается на корабль. На этапе производства в кабель сразу встраивают эрбиевые усилители EDFA (англ. Erbium Doped Fiber Amplifier) — волоконно-оптический усилитель на оптическом волокне, легированном ионами эрбия.
В связи с тем, что у России нет подобных кораблей гражданского назначения, то изготовление кабеля и его прокладку поручили компании “Huawei”.
Кстати, в связи с тем, что работы не выполнили за один сезон, кабель был выгружен в Сингапуре, а Сable Innovator работал на других заказах.

3 Прокладка
Тут все просто. На дно, с корабля, опускают плуг и включают малый вперед. Он роет траншею, в нее закапывается кабель.

Разница с картинкой лишь в том, что под кораблем глубина пару километров.

Для безопасности, в прокладке кабеля с Магадана на Сахалин участвовало еще одно судно-буксир “Нептуния”. Оно было на подстраховке и попутно тралом очищало дно от возможного мусора. Вот оно

В этом году Нептуния не пошла с ними.

Вот еще познавательно видео

4 Если все прошло хорошо и кабель дотянули от берега до берега, то его подключают к береговой станции. А от станции уже, по старинке, проводами тянут интернет до потребителя.

В Магадане у Ростелкома все сложилось успешно. Кабель протянули, полгода тестировали и сейчас продают быстрый интернет всем желающим.
По последним сведениям с 7 июня 2016 года, кабель был подключен к береговой станции в Усть-Большерецке и на сегодняшний день проложено уже большая его часть.

Пройдено 2/3 пути подводной ВОЛС на участке «Камчатка – Сахалин». Судно-кабелеукладчик Cable Innovator проложил 660 километров глубоководного кабеля. Для завершения работ, на участке «Камчатка-Сахалин», кораблю предстоит проложить по дну Охотского моря еще 224 километра кабеля, — сообщили в пресс-службе «Ростелекома».

Значит шанс, что в следующем году на Камчатке появится нормальный интернет очень высок.


Ладно это все был лирика, а теперь отправимся на экскурсию по судну.

Судно стояло возле острова Русский, я даже думал, что можно подойти к нему на каяке, но увы погода не позволила.
2 Нас доставил на борт небольшой катер.

3 Гостеприимный трап распахнул свои объятья перед гостями и членами команды.

4 Потом начались лабиринты коридоров и лестниц.

5 Всех пригласили в кают-компанию и Капитан с русским помощником рассказали о том, что мы увидим.

5 Естественно, беседа на всех кораблях начинается техники безопасности. Куда бежать в случае сирены. Для этих целей всех записали и пересчитали по головам, чтобы в случае чего никого не потерять.

Первая часть экскурсии, капитанский мостик.

6 Я ничего не смыслю в капитанских мостиках, поэтому если кто знает лучше, поправьте меня.

7 Вид на переднюю палубу.

8 Тоже самое, но с другого борта.

9 Вид с мостика на мост.

10 Рации для общения с командой, и так понимаю, телекс.

11 Собственно мы на экскурсии. Ростелеком и представители СМИ.

12

13 Один из пультов управления. Вон те цветные кнопочки включают освещение.

14 Компас.

15 Так понимаю, это рабочее место штурмана . За ним виднеется ящик с картами.

16 Всемирная и российская навигация, и собственно место работы судоводителя. Все эти “полный вперед”, “стоп машина”.

17 Капитан, помощник и Сапунов Алексей, директор дальневосточного региона Ростелекома.

18

19 А вот это уже кормовая рубка управления. Тут более чуткие и тонкие инструменты управления судном. С помощью этих джойстиков и системы стабилизации можно двигать корабли буквально по метру вправо-влево.

20

21 Сюда же идет трансляция с камер, установленных на подводном аппарате. В данный момент он плавает под водой в проливе Босфор Восточный.

23 Подводный аппарат на глубине пары метров бороздит просторы Японского моря.

24 Втихаря сфотографировал секретную карту морского дна Охотского моря со схемой прокладки кабеля. Надеюсь меня за это сильно не побьют.

25 План безопасности на судне.

26 На балконе уютно. Диванчик, цветы растут, с другой стороны аналогично.

27 Рабочие места экипажа.

28

29 Вид с мостика на Владивосток и внутренний рейд в проливе Босфор Восточный.

30 А вот это вид на корму судна. Виден кран, который управляет подачей кабеля и плугом (находится под ним слева). В контейнерах расположено дополнительное оборудование и … “офисы” тех кто управляет всем этим. В одном из контейнеров находится рубка управления подводным роботом. Это сделано для того, чтобы можно было легко менять функционал работы судна, в зависимости от требований заказчика. Не нужно часть оборудования – выгрузил контейнер в порту и все норм.

31 Вообщем, поблагодарим капитана Кристофера Нива за экскурсию и отправимся дальше.

32 А это уже каюткомпания. Тут было много народу и я не особо все фотал. Тут есть бар, диванчики, телевизор с кучей фильмов на сервере и вот такая библиотека.

33 Живопись.

34 Cable Innovator в фантазии художника.

35 Стена гордости (магнитики) с тех проектов, по которым работали.

36 Внутренние интерьеры корабля.

37 На носу ничего лишнего.

38 На верхней палубе запасной винт и якоря.

39 Еще тут неистово пахло азиатской едой из системы вентиляции и стоял непонятный человек.

40 С другого борта был его друг, но без обуви.

Мы потом долго спорили, кто эти люди и зачем их так наказали? Наша версия была, чтобы отпугивать морских птиц, чтобы палубу не пачкали. Оказалось, что мы были правы лишь наполовину. Эти господа действительно работают чучелами. Только не от птиц, а от их более смышленых двуногих конкурентов. Оказывается если стоять на рейде в порту, на борт могут залезть непонятные люди с небольшой лодки, а чучела издалека напоминают сотрудников службы охраны.

На сегодня все, но мы продолжим позднее и поведаем вам о работе кабельной палубы, работе плуга и глубоководного аппарата.
Оставайтесь с нами.

Спасибо компании Ростелеком, которая пригласила меня на этот прекрасный кораблик.

Все самое интересное о Ростелекоме вы можете почитать на моем уютном сайте и еще больше в ЖЖ по тэгу Ростелеком