Trans Arctic Kite Expedition 2016

Трансарктическая экспедиция. 2-ой этап

Участники: Корабельников Кирилл, Смуров Дмитрий, Трефилов Дмитрий
Дней: 17
Даты: 13.04.2016 – 29.04.2016
По ген. курсу (км): 1050
По треку (км): 1400
Краткий маршрут: Воркута – западное подножие г. Константинов Камень – Тазовская губа – п-ов. Ямал – пос. Мыс Каменный – Обская губа – Тазовская губа – пос. Антипаюта – пос. Тухарт – р. Хета – р. Енисей – Дудинка.

Автор Смуров Дмитрий

Похоже, мы влипли! Мы заболели тундрой. Невозможно передать эту магию, когда ты седлаешь ветер как дракона – и он переносит тебя на сотни километров за считанные дни! Это мистическое открытое пространство вокруг, когда хорошо видимая сопка кажется в 10 раз дальше, а бегущий в ста метрах заяц – белым медведем. Эту невероятную чистоту и девственность мира вокруг. Как объяснить, что чувствуешь, когда идешь вторую сотню километров одним галсом против ветра? Ничего не чувствуешь – растворяешься в воздухе, рассыпаешься по тундре вихрем снежинок из-под лыж, уносишься в эфир свистом строп. Становишься ничем – и всем. Это всё ты – всё вокруг – ты! И воздух, и звук, и снег, и ветер, и след позади, и горизонт впереди, и стрелка на GPSе на левой руке, а под лыжами круто закругляется Земля и впереди – небо!

Не спрашивайте – зачем! Мы просто открываем для себя мир. И себя для него.

Краткий технический отчет.

С 13 по 29 апреля 2016 г. успешно прошел второй этап, Воркута-Дудинка, Трансарктической кайт-экспедиции.

Напомню, что за 4 весенних сезона 2015-2018 годов экспедиция планирует пройти под кайтами всё северное побережье России от Архангельской обл. до Берингова пролива в автономном режиме без поддержки механического транспорта. В апреле 2015 г. был пройден маршрут от пос. Мезень Архангельской обл. до Воркуты.

Краткий маршрут второго этапа:

Воркута – западное подножие г. Константинов Камень – Тазовская губа – п-ов. Ямал – пос. Мыс Каменный – Обская губа – Тазовская губа – пос. Антипаюта – пос. Тухарт – р. Хета – р. Енисей – Дудинка.

За 16 полных дней, из которых ходовых было 15, по генеральному курсу пройдено 1050 км, по треку – 1400 км. Такая разница объясняется тем, что кайт – разновидность парусного вооружения, воздушный змей-буксировщик по форме похожий на параплан, только меньше и стропы у него длиннее, от 20 до 50 м.

Как всякий парусник, кайтер не может двигаться строго против ветра, а только под углом около 45° и больше к ветру, то есть, галсами. Такой курс называется бейдевинд. В отличие от парусника, кайтер не может двигаться строго по ветру, курсом фордевинд, а только галсами под углом около 20° и больше к этому направлению. Это – курс бакштаг. Самый скоростной курс, когда ветер дует перпендикулярно движению – галфвинд.

Средняя скорость составила 70 км в день по генеральному курсу. Максимальная мгновенная скорость – 48 км/ч.

Основные выводы:

1. Пройденные этапы экспедиции были хорошо спланированы и пройдены. Мы не боролись за жизнь и без экстрима преодолели все, даже неожиданные, трудности.

2. Маршрут на 2017-2018 годы вполне осуществим и, самое главное, нам по силам.

3. Нужно еще более тщательно разрабатывать маршрут, планировать несколько вариантов прохождения, в зависимости от состояния и количества снега, температуры, наличия и скорости ветра.

В этом году, после изучения доступных карт и спутниковых снимков, было два варианта выхода к Енисею, в реальности мы вышли к нему третьим путём.

Перед стартом мы мониторили ежедневные спутниковые снимки района маршрута. В результате пришлось перенести переход Тазовской губы на несколько десятков километров южнее – в месте, где это планировалось ранее, на спутниковых снимках мы обнаружили открытую воду.

Основная сложность разработки безопасного маршрута – недоступность современных карт и другой географической информации – расположения вахтовых поселков, трасс газо- и нефтепроводов, ЛЭП, зимников. Также очень полезно было бы знать маршруты и сроки, в которые местные жители-оленеводы перегоняют свои стада на северные пастбища. Мы с благодарностью примем любую информацию о регионах, через которые лежит наш путь в 2017-2018 годах.

Тактика передвижения с прошлого года не изменилась. Идем, пока есть возможность, то есть пока рельеф и видимость позволяют безопасно идти при текущей скорости ветра. Заранее не планируем мест ночевок, не привязываемся к поселкам, избам, заимкам, благо современное снаряжение позволяет быстро поставить и снять палатку практически в любых условиях. Костров не жжем, греемся в палатке горелкой.

Трудности, встреченные на маршруте.

Основная – мало снега. Этот год оказался еще менее снежным, чем предыдущий. Так, на восточных склонах Полярного Урала и западном побережье Ямала, по данным нескольких метеостанций, снега было в 3 раза меньше среднегодовой нормы за последние 10 лет. Как и ожидалось, в районе Константинова Камня встретились первые малоснежные участки. В каменистой долине реки Нярмаяха сильно поцарапали скользяк лыж. Но это были еще цветочки. Настоящее бесснежие ждало нас уже после Тазовской губы, на 14 день, в долине р. Юпаяха, чуть южнее вахтового поселка Южно-Солёнинского месторождения. После прекрасных белых полей возвышеннсти, разделяющей бассенйны Оби и Енисея, стали попадаться прорехи в зимнем покрывале. Буквально с каждым километром снега становилось всё меньше. Наконец остановились совсем. На первый взгляд, прохода не было видно вообще. До Енисея оставалось порядка 100 км. Было солнечно и тепло. Днем воздух прогревался до +4. Основательно запахло эвакуацией – рядом проходил зимник к месторождению. У водителя проезжающего бензовоза выяснили, что дальше снег, вроде, есть. Утром, в результате разведки в разных направлениях, нашли проход, который вывел нас к теплушкам вахтовиков-ремонткиков, обслуживающих газопровод в Норильск. Эти ребята рекомендовали ехать вдоль зимника, снег есть только там. Что мы и сделали. Вскоре стали попадаться участки леса. Если в прошлом году мы шли через лес бакштагом, то сейчас – бейдевиндом. Выяснилось, что дорога в лесу и острый бейдевинд при слабом ветре плохо сочетаются. Я посадил кайт на лиственницу.

Пришлось спилить ствол цепной пилой. К вечеру пешком добрели до домика обходчиков трубы. После теплого приема, чая, небольшого концерта под гитару (один из ребят оказался автором-исполнителем), нас подвезли снегоходом около 10 км через проблемный участок – долину следующей реки, Варнгэяхи. До пос. Тухарт дошли без проблем тоже вдоль зимника. В самом поселке нас также подвезли на урале около километра до реки Хета – началась распутица и пройти пешком через оттаявший поселок с санями было невозможно.

Вторая – на второй неделе путешествия было очень тепло, до +5 днём. Снег при такой температуре становится мягким, тяжелым и очень не скользким. Мало того, существенная часть тундры покрыта мелким кустарником, невысоким, по колено. Обычно он засыпан снегом. Сейчас он тоже был засыпан местами. Только каждая веточка растопила вокруг себя снег и вся эта структура перестала держать лыжника. Широкие длинные лыжи проваливались полностью на 20-30 см. Езда по такому покрытию более походила на водный кайтинг! Тем не менее, когда есть хороший ветер, это не помеха движению. В один из таких теплых дней мы прошли 127 км одногалсовым бейдевиндом!

Снаряжение.

Сани. На основе горных лыж и трех п-образных стойках с базой и расстоянием между вертикальными элементами около 900 мм, развалом 3 градуса внутрь и схождением 15 мм/м. Клиренс 300 мм. Продольных элементов – по два. Санные лыжи у меня и Трефилова – даунхилы около 2 м, у Смурова – Младость 180.

Сани цеплялись за трапецию на полужесткой сцепке из металлопластиковых водопроводных труб с продетой внутри веревкой 7 мм. Такие же трубы с веревкой соединяли носки лыж и переднюю поперечную стойку для того, чтобы при наезде на препятствие лыжа не ломалась в месте крепления переднего стакана, а передавала нагрузку на металлоконструкции.

Реализация была немного разной. Поперечные стойки были сделаны из гнутой алюминиевой трубы 26х3 у меня и Димы Трефилова. У Смурова же труба была 32х3. Стойки эти крепились к установленным на лыжах стаканам с пятками. К лыжам конструкция крепилась сквозными болтами. В прошлом году у саней гнулся горизонтальный участок задних и средних поперечных стоек из-за большой вертикальной нагрузки. В этом году мы усилили каждую стойку двумя параллельными квадратными профилями 20х40х2 мм. Гнуться они перестали, но были другие поломки.

В один из первых дней сани Димы Трефилова перевернулись на одном из застругов, а потом, на другом, вернулись в исходное. При этом немного согнулись с одной стороны все 3 вертикальные элемента поперечных стоек. Это никак не помешало двигаться дальше. В Тазовской губе мы заметили трещины в продольных элементах рядов с узлами крепления их к поперечным стойкам. Мы предполагаем, что это произошло из-за несимметричной горизонтальной вибрационной нагрузки на сани при ударах одной из лыж о препятствия. Для ремонта зашли в Антипаюту и усилили лопнувшие элементы деревянным бруском примерно 40х50 мм, привязав его к поперечным стойкам кайтовыми стропами.

При подходе к пос. Тухарт, при повороте в тяжелом мокром снегу, от боковой нагрузки треснула лыжа Димы Смурова перед креплением передней стойки. Уже традиционно усилили лыжу доской, притянув её к лыже сквозными саморезами со стороны скользяка. Возможно, одна из причин этой поломки – отсутствие у Диминых саней развала внутрь, как при плуге. Это изготовители ошиблись, не сделали развал. А мы поленились поставить под крепления стаканов к саням клиновидные прокладки.

Планируем модернизировать сани, заменить все стойки на потолще и отказаться от металлических продольных элементов в пользу древесины прочных пород. И использовать лыжи попрочнее. В целом, новая усиленная конструкция саней Смурова вела себя приемлемо, деформаций мы не заметили.

К саням крепились разработанные Димой Смуровым и изготовленные в ТурМастерская.рф баулы размером 1000х500х300.

Кайты. У меня и Димы Смурова – Elf Joker4 11 и 15, Paraavis Ion 5 У Димы Трефилова – Elf Joker4 11 и 16, Aeros 6,5.

Лыжи. У двоих – Blac Crow 198 и еще одни фрирайдовые твинтипы, только покороче, около 180.

Тряпки. Современная концепция одежды для длительных походов и экспедиций – многослойность. Внешний слой – ткань с мембраной, защищающая от воды и ветра. Средний – легкие хорошо дышащие вещи с синтетическим утеплителем. И нижний – термобельё. В этом году питерская фирма Cool Zone, специализирующаяся на пошиве горнолыжной и сноубордической одежды, изготовила специально для нас кайтовые комбинезоны. Они оказались выше всяких похвал. Удобно скроенные, не мешают движению, мембрана отлично работает – даже при -20 на внутренней поверхности не было обычной для таких условий изморози. Это был внешний слой. В качестве среднего мы использовали лёгкие куртки Focus, нижнего – отличное термобельё Penguin Power Stretch фирмы Red Fox.

Спальники Arctik -30 c утеплителем Primaloft, также фирмы Red Fox оказались не только теплыми, но и очень удобными. За всю мою аутдорную жизнь до сих пор мне не встречались изделия с таким удачно скроенным капюшоном. Конечно, еще не придумали синетику, которая могла бы сравниться с пухом по теплоизоляции, но пуховые вещи, к сожалению, не годятся для длительных мероприятий – пух медленно, но неотвратимо отсыревает и через неделю теряет едва ли не половину своих теплосберегающих свойств, а просушить вещи зимой в палатке невозможно.

Отдельное спасибо Red Fox за палатку Arctic Fox. Её ветроустойчивость превзошла наши ожидания. Будучи хорошо растянутой и прикопанной снегом по юбке, она без деформаций, искривлений и попыток сложиться выдерживала порывы до 20 м/с.

Питание и приготовление пищи.

Раскладка составлялась из расчета 800 г на человека в день. Меню было весьма разнообразным. На завтрак – американский Mountain Food, расфасованный в пакеты по 2 порции. Очень вкусно. Заливаешь кипяток прямо в пакет, закрываешь зиплок, через 5 минут – готово. Мы использовали за раз 2 пакета на троих. Перекус – самодельная буженина или колбаса, сникерс и пол-литра изотоника в пластиковой бутылке. Ужинов было несколько вариантов с различными крупами, макаронами, пюре и тд. Хорошо шли сублимированные блюда “Домашнее бистро” – рис и греча с разными наполнителями. Во все это добавлялся самодельный пеммикан – мясо, проваренное в топленом сале до такой степени, чтобы вода испарилась и заместилась жиром. Иногда добавляли просто сало и колбасу. Выяснилось, что при использовании высококалорийных продуктов расладку легко можно урезать до 650-700 г на человека в день. Был и спирт – 1,5 л. Выпили чуть больше литра, остальным отмечали в Дудинке.

Готовили всё это на 2 горелках: кипяток из топленого снега делали на Jetboil’е, а варили еду в котелке на обычной газовой горелке Primus. Большинство продуктов были быстрого приготовления, поэтому вторая горелка работала в основном на обогрев палатки. Когда не готовили еду, на горелку надевали инфракрасный излучатель Covea, чтобы грелся не только воздух вверху палатки, но и мы сами вокруг горелки. Всё с этим излучателем было бы хорошо, если бы не портилась горелка. От высокой температуры рассекатель горелки коробится и мощность горелки падает. Газ не экономили. Расход составил 280 г на команду в день. Но было, в основном, тепло, чуть ниже нуля. Для более холодных условий имеет смысл рассчитывать на 300-320 г в день.

Продолжение следует….

Все фото и тексты с сайта экспедиции http://trans-arctic.ru/

Полный отчет по этому проекту у меня в разделе Великие Люди – Северные кайтеры