Экспедиция “Берингов мост”

Немного почти великих, но на этот раз коммерческих туристов.
В прошлом году на многих сайтах для туристов проанонсировали легкую прогулку на лыжах с Чукотки на Аляску.
Кстати сразу скажу, что этим же маршрутом хотел пойти и Неугодов, после неудачи с яхтой до Бостона. Но увы не смог недорого добраться на Чукотку.

А тут просто и легко, всем желающим у кого есть немного грошей предложили прогуляться. За 17 тыс евро любой желающий сможет прогуляться из Евразии в Америку по льдам Северного Ледовитого Океана.

Желающие нашлись, 2 русских, 3 словака и 1 новозеландец.
Экспедиция планировалась в конце февраля. Туристы прибывают в Анадырь, далее на треколах едут на побережье ледовитого океана и там по льдам на лыжах, в обход Берингова пролива за 20 дней доходят до Аляски.

Сразу стоит отметить, что этим маршрутом пешим строем проходил или не проходил в начале нашего века товарищ Шпаро.
Пограничники на местах очень злые, после позапрошлогоднего похода Сергея Лекая и это вызывало небольшие проблемки

Как обычно собрал общедоступные материалы по походу. Благо сие действо происходило при многочисленной поддержке всяких географических обществ, спонсоров и СМИ.

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Для начала почитаем рекламный проспект

Уникальная экспедиция от Чукотки до Аляски

Только представьте: −35°С, 80 кг веса в санях, 500 км пути и 2 континента, между которыми — только непредсказуемо дрейфующие льды и никакой цивилизации. В истории известны лишь несколько экспедиций по пересечению Берингова пролива на лыжах. Это экстремальное путешествие и удивительный опыт, который невозможно получить ни в одном другом месте Земли.

Что вас ожидает

Пересечение Берингова пролива на лыжах
«Берингов пролив» — программа международного уровня, возглавляемая известным полярным путешественником Виктором Симоновым. Вам предстоит пересечь на лыжах один из самых широких в мире проливов, соединяющий Тихий и Северный Ледовитый океаны и служащий границей между двумя континентами — Евразией и Северной Америкой.

Вы пройдете легендарный исторический маршрут от Чукотки до Аляски общей протяженностью 500 км. Условия экспедиции будут экстремальными: вам нужно быть готовым к низким температурам, передвижению по дрейфующим льдам и ночевкам в суровых полярных условиях.

Маршрут экспедиции проходит по экстремально суровым районам Крайнего Севера России и Северной Америки — территориям вечной мерзлоты и ледовым пустыням. В период с февраля по март лед в Беринговом проливе крайне разрушен, и на дрейфующих льдинах велика вероятность встретить «хозяина Арктики» — белого медведя.

Лидером экспедиции станет известный путешественник и полярный гид-проводник Виктор Симонов, который провел в экспедициях более 30 лет

Важно: эта экспедиция проводится впервые, поэтому сроки и маршрут передвижения могут меняться в зависимости от погодных и ледовых условий.

Программа тура

Путешествие начинается в Москве, куда вам нужно добраться самостоятельно. Далее группа совершит чартерный перелет до Анадыря.
Маршрут и логистика экспедиции могут меняться в зависимости от погодных и ледовых условий, а также по непредвиденным обстоятельствам.

День 1 Прибытие в Анадырь

После прилета в Анадырь вас встретят и отвезут в гостиницу. Там вы встретитесь с гидом, познакомитесь с другими участниками экспедиции и обсудите предстоящий маршрут. Гиды проведут брифинг по технике безопасности и правилам продвижения по маршруту.

Дни 2-3 Подготовка к старту экспедиции

В эти дни вас ждет переезд на треколе к месту начала лыжного перехода — в поселок Энурмино.

Затем произойдет распределение и подготовка снаряжения. Вам расскажут об особенностях ледовой обстановки в Беринговом проливе, а также психологической и физиологической адаптации к низким температурам.

Дни 4-16 Переход через Берингов пролив

Стартуя из Энурмино, вы совершите лыжный переход через Берингов пролив общей протяженностью 500 км. В самом узком месте пролив имеет ширину 86 км. Зимой он забит ломанным льдом. Пространства открытой воды возникают неожиданно, их быстро сковывает мороз, превращая в черный нилас, по которому нельзя плыть в лодке и нельзя идти на лыжах. Такие участки вам придется преодолевать в обход.

По маршруту наблюдается сильный дрейф, поэтому скорость передвижения экспедиции будет минимальной. При южных ветрах скорость движения льда в проливе достигает 7−8 км/ч.

В зависимости от погодных условий и ледовой обстановки вы будете проходить по 9-11 часов в день, полностью задействуя светлое время суток. Температурные перепады в планируемое время перехода могут составить от -35 до 0°С.

День 17 Достижение Аляски

В этот день вы завершите многодневный ледовый переход, достигнув поселка Пойнт-Хоуп, расположенного на восточном побережье Аляски. На ночь вы остановитесь в поселке (в палатках или в гостевом доме при наличии свободных мест).

Дни 18-19 Перелет в Анкоридж

Вас ждет перелет из Пойнт-Хоуа в Анкоридж (с пересадкой в Номе), где вы заселитесь в гостиницу и отдохнете. Вечером за ужином вы отпразднуете успешное окончание экспедиции и сможете поделиться впечатлениями.

День 20 Окончания экспедиции

В этот день вы вылетите из Анкориджа домой.

Проживание во время путешествия

Первую ночь вы проведете в гостинице Анадыря, а заключительную ночь — в гостинице Анкориджа. До старта лыжной экспедиции в Ванкареме (северо-восточное побережье Чукотки) и после ее завершения в поселке Уивок (Аляска, США) также запланированы две теплые ночевки в гостевых домах (при наличии свободных мест).

Во время лыжного перехода через Берингов пролив планируется проживание в двухместных арктических палатках. По маршруту экспедиции нет жилых поселений.

Кто будет сопровождать меня в путешествии–
Возглавлять экспедицию будет известный путешественник и полярный гид-проводник Виктор Симонов. Он является мастером спорта по спортивному туризму и экспедиционным лидером Министерства обороны в Арктике. Виктор Альбертович провел в экспедициях по Арктике более 15 лет.
Также сопровождать вас на маршруте будет полярный гид-проводник Артур Чубаркин.

Как будут кормить–
В экспедиции предусмотрено двухразовое полноценное горячее питание утром и вечером, а также перекусы в пути (мясные продукты, чай, орехи, сухофрукты, шоколад). Также участникам будут предоставлять специальные арктические напитки (травяные купажи, карельские настойки и ликеры).

Могу ли я участвовать–
Эта экспедиция имеет наивысшую категорию сложности и проходит в экстремальных условиях. Она подойдет людям с хорошей физической подготовкой, опытом зимних походов и готовностью переносить низкие температуры. Ежедневно вам в течение 9-11 часов придется преодолевать большие расстояния на лыжах с нагруженными санями весом до 80 кг.

Предоставляемое снаряжение–
Участникам экспедиции выдадут специальные арктические палатки и спальные мешки, выдерживающие температуру до –70°С, а также сани и лыжи специальной модели для арктических переходов.

Кроме того, каждый участник получит личную именную куртку с логотипом экспедиции, сшитую по уникальной технологии специально для полярных экспедиций.

Какая будет погода–
Вам нужно быть готовым к сильному холоду и резким перепадам температуры. Температурный режим в планируемое время перехода от -35 до 0°С.

Что взять с собой–
тёплую пуховую куртку Arctic
утепленный полукомбинезон Malamute
ветрозащитную куртку с опушкой
ветрозащитные брюки
флисовый комплект: куртка и брюки
экспедиционный баул (вместимость 70 л)
рюкзак для личных необходимых вещей
комплект термобелья (3 комплекта)
шапку, 2 пары
термос и термокружку
перчатки и рукавицы флисовые, 3 пары
теплые пуховые рукавицы, 1 пара
пуховые чуни
тёплые носки, 3 пары
При желании участник экспедиции может приобрести данный комплект снаряжения в собственность (+1500 EURO).

Стоимость путешествия
17 200 EURO/чел.
Что включено в стоимость:
— авиаперелеты Москва — Анадырь, Пойнт-Хоуп— Анкоридж (с багажом 20 кг на чел.)
— проживание в гостинице накануне старта экспедиции (2 ночи) и после ее завершения (1 ночь)
— трехразовое питание на маршруте
— трансфер до места старта маршрута в поселке Энурмино
— групповая страховка
— аренда необходимого экспедиционного оборудования, техники и снаряжения
— обеспечение вертолетного обслуживания в случае ЧС
— портовые сборы при оформлении разрешительных документов на организацию экспедиции
— услуги экспедиционного лидера и гида
— медикаменты, накладные расходы и фирменная экспедиционная куртка

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Теперь немного рекламы, потому как ” рекламным спонсором” была компания RedFox

Виктор Симонов. Экспедиция по льдам Арктики «Берингов мост»
26.02.2020

24 февраля стартовала экспедиция Арктического центра под руководством российского путешественника и полярного гида Виктора Симонова (команда Red Fox) – «Берингов мост».

Участникам проекта предстоит преодолеть путь на лыжах от Чукотки до Аляски – легендарный исторический маршрут, соединяющий континенты. Шесть путешественников-исследователей под руководством опытных гидов-проводников Виктора Симонова и Артура Чубаркина пройдут по экстремально суровым районам Крайнего Севера России и Северной Америки, территориям вечной мерзлоты и ледовым пустыням.


Старт лыжного перехода – из чукотского посёлка Энурмино на побережье Северного Ледовитого океана. Финиш – на побережье Аляски в районе посёлка Пойнт-Хоп.

Плановые сроки экспедиции: 25 февраля – 25 марта 2020 года.

Общая протяжённость маршрута – около 500 км с учётом маневрирования водных препятствий и дрейфа.

Берингов пролив, самый широкий в мире, соединяет Тихий и Северный ледовитый океан и служит границей между Евразией и Северной Америкой. В самом узком месте имеет ширину 86 км и замерзает по статистике на неделю один раз в четыре года. В остальное время пролив забит ломаным льдом. При южных ветрах скорость движения льда в проливе достигает 7−8 км/час.


Справка:

Виктор Симонов

Мастер спорта по спортивному туризму, руководитель Арктического центра в Республике Карелия, экспедиционный лидер Министерства обороны РФ в Арктике.

Обладает более, чем 30-летним экспедиционным опытом, более 15 лет работал на Северном полюсе. Организовал и осуществил несколько уникальных арктических проектов и путешествий. В его активе крупномасштабная экспедиция на ездовых собаках совместно с Фёдором Конюховым в 2013 г. с Северного полюса до Канады.

Участников экспедиции ожидают непростые условия. Путь проходит по владениям хозяина Арктики – белого медведя. Это излюбленное его место обитания в период с февраля по март. По маршруту наблюдается сильный дрейф, поэтому скорость передвижения экспедиции минимальна. Команда будет полностью использовать светлое время суток и проходить по 9−11 часов в день.

Температурный режим в планируемое время перехода составляет от -35°С до 0°С градусов. Экипировка Red Fox, многократно проверенная в арктических экспедициях, будет согревать и защищать участников перехода.

На маршруте нет жилых поселений. А это означает, что ночевать команде проекта предстоит в арктических палатках. Учитывая особые экстремальные условия, в которых будут находиться путешественники, компания Red Fox разработала специальные модели палаток и спальных мешков, рассчитанных на использование при экстремально низких температурах.

Желаем удачи и доброго путешествия всем участникам экспедиции!
Следите за новостями на нашем сайте!

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Официальный сайт экспедиции: http://arctic.academy/beringstrait

ЭКСПЕДИЦИЯ ПО ЛЬДАМ АРКТИКИ
«БЕРИНГОВ МОСТ»

ПУТЬ ИЗ ЕВРАЗИИ В АМЕРИКУ
ЧУКОТКА – АЛЯСКА
2020

#БеринговМост2020 #BeringStrait2020
#АрктикаВыборСильных #ArcticAcademy

Чукотка (РФ) – Аляска (США)
500 км
25 февраля – 25 марта 2020 г.
Лыжи и сани
8 участников
автономно, без подбросов

Берингов пролив, самый широкий пролив в мире, соединяет Тихий и Северный ледовитый океан и служит границей между Евразией и Северной Америкой. Жители Чукотки (Россия) и Аляски (Америка) часто преодолевали это расстояние, о чем свидетельствуют многие исторические факты.
Пролив в самом узком месте имеет ширину 86 км. Пролив замерзает по статистике на неделю 1 раз в 4 года. В остальное время он забит ломаным битым льдом. Пространства открытой воды возникают неожиданно, их быстро сковывает мороз, превращая в черный нилас, по которому нельзя плыть в лодке и нельзя идти на лыжах. Все, что условно мы называем льдами, подчиняясь течениям и ветрам, непредсказуемо двигается. При южных ветрах скорость движения льда в проливе достигает 7−8 км/час. Температурный режим в планируемое время перехода от -35 до 0 градусов.
Маршрут экспедиция проходит по владениям хозяина Арктики, белого медведя. Лед в проливе крайне разрушен. Это излюбленное его место обитания в период с февраля по март. По маршруту наблюдается сильный дрейф, поэтому скорость передвижения экспедиции минимальна. Планируется полностью использовать светлое время и проходить по 9−11 часов в день.
В истории экспедиций известны несколько успешных экспедиций по пересечению Берингова пролива на лыжах. Это поистине экстремальное путешествие и удивительный опыт.

Издревле чукчи, дождавшись устойчивого западного ветра, стартовали на собачьих упряжках по льду Северного Ледовитого океана из точки около 100-150 км западнее мыса Дежнева, уходя сначала на север, затем поворачивая на восток и далее на юг к Аляске. Здесь самой природой создан своеобразный мост из льда, идущего из
Тихого океана через Берингов пролив.

Берингов пролив ждет своих новых покорителей…
ОРГАНИЗАТОР ЭКСПЕДИЦИИ
Арктический центр под руководством Симонова Виктора Альбертовича — известного путешественника, мастер спорта по спортивному туризму, экспедиционного лидера Министерства Обороны Р Ф в Арктике.
ЦЕЛЬ ЭКСПЕДИЦИИ
Цель экспедиции: соединить Русскую Арктику и Аляску. Пройти легендарный исторический маршрут, соединяющий континенты и имеющий важные исторические последствия взаимодействия культур разных народов.
МАРШРУТ ЭКСПЕДИЦИИ
Маршрут — Экспедиция проходит по экстремально суровым районам Крайнего Севера России и Северной Америки, территориям вечной мерзлоты и ледовым пустыням — пролив, соединяющий Северный Ледовитый океан и Тихий океан.

Старт лыжного перехода из чукотского поселка Энурмино на побережье Северного Ледовитого океана. Финиш на побережье Аляски в районе поселка Пойнт-Хоп.

СПОСОБ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
Переход осуществляется на лыжах. Общая протяженность маршрута порядка 500 км с учетом маневрирования водных препятствий и с учетом дрейфа. Осуществляется вертодетное сопровождение в случае ЧС.
Доставка участников к точке старта – на вездеходах-трэколах, 800 км, Анадырь – Эгвекинот – Нутэпельмен – Энурмино.
Основной переход на лыжах Энурмино (Чукотка) – Пойнт-Хоп (Аляска).
Трансфер Пойнт-Хоп – Анкоридж на самолете малой авиации.

ЭКСПЕДИЦИЯ В ЦИФРАХ
4000 ккал ежедневное питание на 1 человека
10 кг потери веса – это норма в условиях экспедиции
-30 до 0 градусов температурный режим
5 из 5 уровень адреналина
80 кг веса в одних санях на 1 человека
4,5 из 5 уровень сложности

КОМАНДА ЭКСПЕДИЦИИ
РУКОВОДИТЕЛЬ ЭКСПЕДИЦИИ
ВИКТОР СИМОНОВ


Путешественник, полярник, экспедиционный лидер на Северном полюсе.
Мастер спорта по спортивному туризму.
Экспедиционный опыт более 30 лет, из которых более 15 лет в Арктике, в том числе на Северном полюсе.
В активе крупномасштабная экспедиция на ездовых собаках совместно с Федором Конюховым в 2013 году с Северного полюса до Канады.
Автор уникального образовательного курса по арктической подготовке, выживанию и безопасности жизнедеятельности в Арктике.
Проведено более 4 обучающих программ для Министерства обороны на Северном полюсе.
Проведено более 10 экспедиций с участием молодежи, в т. ч. с ограниченными возможностями.
Руководитель Арктического центра в Карелии

ГИД-ПРОВОДНИК ЭКСПЕДИЦИИ
АРТУР ЧУБАРКИН


Заслуженный путешественник России, полярник
Действительный член Русского географического общества
Врач-психолог
Организатор и участник многочисленных путешествий: Полярный-Южный Урал, Саяны, Тянь-Шань, Памир, хребет Хамар-Дабан, Путораны, Сихотэ-Алинь, Шантарские острова, Чукотка, Карелия, Кольский полуостров и др.
Участник спортивно-патриотической автономной экспедиция к Северному Полюсу на собачьих упряжках «Трансарктика-2006» (первое в мире автономное достижение Северного Полюса на собаках).
ГРУППА ИЗ 6 УЧАСТНИКОВ
И 1 ПУШИСТЫЙ ХВОСТ
3 отважных представителя из Словакии: Martin Navrátil, Peter Hliničan и Peter Dosedla
1 отважный представитель из Новой Зеландии – Ross Gavin Maxwell
2 представителя из России: Семен Деяк и Владимир Илющенко
Все участники экспедиции встречаются 24 января в Москве и вылетают в Анадырь (Россия)

Экспедиционную группу сопровождает верный пес, который предостережет лагерь от приближения белого медведя.

ЭКСПЕДИЦИЯ РЕАЛИЗУЕТСЯ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ
Правительство Республики Карелия
Правительство Чукотского автономного округа
Русское Географическое Общество
Организацонная поддержка
Юридическое сопровождение

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ЭКСПЕДИЦИИ
НОЧЕВКИ
На всех этапах движения планируется ночевки в арктических палатках по 2-3 человека. По маршруту экспедиции НЕТ жилых поселений.

При возможности возможны 2 теплые ночевки в на старте и на финише.
ПИТАНИЕ

Предусмотрено 2-х разовое полноценное горячее питание утром и вечером + перекусы в пути (мясные продукты, чай, орехи, сухофрукты, шоколад). Подробнее описание в меню предоставляется по запросу. Горячее питание арктическое включает сублиматы. Предоставляются специальные арктические напитки (травяные купажи, чаи, кофе).

ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ЛОГИСТИКА
Участники экспедиции самостоятельно добираются до Москвы. Перелеты осуществляются на старт по маршруту Москва — Анадырь (Чукотка), далее до места старта трансфер на северо-восточное побережье Чукотки. Трансфер до места старта осуществляется трэколами.
С северо-восточного побережья Чукотки (Россия) экспедиция стартует на лыжах по маршруту длиной порядка 500 км. В день по маршруту проходим 9−11 часов в зависимости от погодных условий и ледовой обстановки.
Финиш: с восточного побережья Аляски (США) до Анкориджа (Аляска) осуществляется трансфер. Из Анкориджа участники экспедиции самостоятельно возвращаются.

СРЕДСТВА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
ТРЭКОЛ
Плавающий шестиколёсный вездеход на шинах сверхнизкого давления. Название «ТРЭКОЛ» происходит от слов «ТРанспорт ЭКОЛогический», так как благодаря шинам сверхнизкого давления вездеход может двигаться по моховому покрову тундры, не повреждая его.
На трэколах группа экспедиции будет продвигаться в период с 25 февраля по 29 февраля 2020 года из города Анадырь к месту старта в поселке Энурмино на Чукотке.
ЛЫЖИ ОТ FISCHER
Компания Fischer разрабатывает, производит и продает продукцию премии класса, а так же оборудование для лыжного спорта. Являясь признанным лидером в производстве беговых и горных лыж, компания Fischer предлагает исключительно премиальную продукцию высочайшего качества.
СНАРЯЖЕНИЕ И ФОРМА REDFOX
RED FOX предоставляет экипировку, палатки, спальники, специальные технологии для Арктики. Основная идея одежды и экипировки RED FOX — это создание удобных, комфортных условий жизни для людей, которые находятся в экстремальных условиях. И продукция компании RED FOX уже многие годы доказывает, что эту задачу можно решать на самом высоком профессиональном уровне, создавая качественные, высокотехнологичные товары для своих потребителей. Экипировка высшего качества от компании RED FOX, многократно проверенная в арктических экспедициях.
Всё снаряжение имеет именные нашивки с логотипами экспедиции.

СВЯЗЬ
CПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ IRIDIUM
Iridium — крупнейшая в мире сеть коммерческих спутников, которая обеспечивает связь в любой точке мира. Иридиум производит замену существующей спутниковой группировки на спутники нового поколения — Iridium NEXT. Работая в тесном сотрудничестве с генеральным подрядчиком запуска компанией SpaceX и производителем спутников компанией Thales Alenia Space, SpaceX уже вывел на орбиту 40 новейших спутников Iridium Next. Полное обновление группировки произведено к середине 2018 года.

ТРЕК ЭКСПЕДИЦИИ ОНЛАЙН ИРИДИУМ360°
Иридиум360° – это портал для пользователей услуг спутниковой связи Иридиум. Удобный просмотр, доступ с персонального компьютера, планшета или смартфона. Актуальный баланс в реальном времени. Пополнение кредитной картой. Уведомления о расходах. Трансляция самых интересных событий и спонсорских мероприятий в реальном времени. Организация трансляции собственного мероприятия.

ПРАВИЛА ЭКСПЕДИЦИИ
Участники экспедиции самостоятельно двигаются вместе с санями на лыжах. В среднем в санях груз порядка 80 кг на одного человека. Сани и лыжи специальной модели для арктических переходов.
Участники экспедиции принимают активное участие в организации лагеря, сборе/разборе снаряжения по маршруту.
Алкогольные напитки употребляются в малых количествах только после организации лагеря. Алкоголь в больших количествах строго запрещен. Организаторы имеют право снять участника с маршрута за употребление алкоголя во время движения по маршруту — правило техники безопасности.
Организаторы экспедиции могут менять маршрут по своему усмотрению в зависимости от погодных условий и ледовой обстановки.
В процессе экспедиции участники обязаны соблюдать рекомендации организаторов и гидов-проводников.

Экспедиция стартовала 24 февраля 2020 года из г. Москвы, Россия.
25 февраля 2020 года экспедиция прибыла в г. Анадырь, Чукотка.

Зачем ходить в экспедиции? В чём смысл?
Путешественники делают невозможное возможным. Кажется, что путешественники идут на риск, а на самом деле расширяют пределы человеческих возможностей для всех нас.

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Таймлайн экспедиции

24 февраля 2020,
стартовала из Москвы команда экспедиции #БеринговМост2020.
Нас провожала прекрасная Людмила Коробешко #7вершин и #RussiaDiscovery.
Сегодня Анадырь, #Чукотка приветливо встречает нас.

В течение суток на официальном сайте экспедиции появится дневник экспедиции на русском и английском языках http://arctic.academy/beringstrait.
Сегодня мы ещё активно решаем организационные вопросы и знакомимся с культурой Чукотки.

25 февраля.
Анадырь. Не важно какого года. Здесь и теперь. Первая победа всякой крупной экспедиции – ПОБЕДА НАД РИГИДНОСТЬЮ РАМОК ВСЕХ СЛУЖБ ГОСУДАРСТВА. Пик счастья нахлынет, когда мы в первый день выйдем на лед Чукотского моря. Позади останутся пограничники, таможня, Росгвардия и т.д. Сегодняшняя наша победа – НАМ ОТКРЫЛИ ГРАНИЦУ(!) в нестандартном месте – в поселке Энурмино на берегу Чукотского моря. Все службы Анадыря стоят на ушах. Кто мы такие? Почему ради нас поставил свою подпись Главный пограничник России? Но аппарат чиновников Чукотки непоколебим – никто из них не отважился вручить нам флаг Чукотки, как символ дружбы и Победы!
Вечером же, на теплой дружеской встрече в библиотеке мы были согреты обычными анадырцами.
Подарок в дорогу – коробок спичек и песня Василия Кевкея “Родина моя малая”.

Отдельный этап экспедиции – маршрут через всю Чукотку на треколах (вездеходах на больших колесах с пониженным давлением). Анадырь – Эгвекинот – Амгуэма – Нутэпельмен – Нешкан – Энурмино. Стартуем 26 февраля. В Амгуэме наши вездеходчики останутся. Здесь нас должны догнать еще 2 участника Peter Desedla (Словакия) и Владимир Илющенко из Тюмени, мой будущий сосед по палатке. Палатками мы разделены на минигруппы по 2 человека.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ: мы все лидеры, каждый в своей предыстории. Проверим свои способности договариваться и идти на компромисс. Выход на лед – первая серьезная победа организаторов – Виктора Симонова и Артура Чубаркина. Далее – планируемый конфликт участников на 4-7 день. 7-12 день от начала экспедиции – позитивный перелом: прошлое останется дома, начнем реже звонить домой. (Поддержка спутниковой компании Iridium – безлимит переговоров с домом). Начнем жить настоящим. На эту положительную динамику наложатся объективные природные факторы, физическая тяжелая нагрузка, личные особенности адаптации каждого. Подарком будет заметно через неделю облегчившиеся нарты-волокуши.

27 февраля.
До выхода на лед у экспедиции особенно сложная логистика. Во-первых, 2 участника нас должны догнать в Амгуэме. Сюда мы, основной состав, прибыли сегодня утром. 19 часов качания и кидания в треколе и бурлаке «Умкы». Спасибо, заехали по дороге ночью к рыбакам, угостившим нас жареной корюшкой, пахнущей огурцами.
Во-вторых, параллельно с нами на треколах в точку нашего старта, движется группа пограничников из Анадыря. Их оказалось аж 9 человек. Для них 800 км дороги – целое учение. Догоняющие нас 2 участника – Peter и Володя в последний момент в свой трекол захватили из Анадыря таможенника. Без его участия в процессе выпускания нас за пределы России нам не обойтись. Чукотская таможня обижена на весь белый свет, что их оповестили о нас в последнюю очередь и пытались отыграться на нас, грозя прилететь в точку старта через неделю. Мы их, как родных, уговаривали сесть в трекол.

В Амгуэму прибыли рано утром. Нам, свалившимся без предупреждения, в администрации были не рады. Ночью умерла их сельчанка и срочно пришлось долбить могилу в вечной мерзлоте. А через день – открытие Эракора, оленьих гонок. Амгуэма – столица оленьего края. В итоге жилье мы нашли только в поселке Дорожном в 2 км от Амгуэмы. Так что ночуем, хочется сказать по-Куваевски, среди «мужиков, бородатых по делу», водителей и бульдозеристов.
Сейчас наша задача – воссоединиться. И большим караваном из 4-ех треколов и «бурлака» Умкы мы все (экспедиция 8 человек, пограничников 9 человек и 1 таможенник) движемся по маршруту Нутэпельмен – Нешкан – Энурмино. В районе косы Беляка мы пересекаем территорию Национального парка «Берингия», на что тоже получено соответствующее разрешение.
(P.S. Вездеход «Бурлак» Умкы производит Екатеринбург).

1 марта
вышли на лед. Прошли 8 км. Шли через зону торошения. Много торосов. Один из участников группы принял решение покинуть экспедицию.
Сегодня 2 марта Peter Dosedla был отправлен в пос. Энурмино. Его сопровождал Артур Чубаркин.
За сегодняшний день прошли 10 км. Путь продолжается по району торошения.

4 марта
Добрый день! Группа сейчас выходила на связь. Встают на ночевку. Сейчас 2-3 дня они переходят самый сложный участок – большая трещина с открытой водой. Поэтому экспедиция повернула чуть назад и двигается на юг – юго-восток, чтобы обогнуть трещину и выйти на ровный лёд.
Сейчас в этом районе стоит хорошая погода, поэтому группу видят с берега и пограничные службы и службы МЧС. В этом районе встретили следы белых медведей, т.к. много открытой воды, где можно животным найти питание. Группа предупреждена. МЧС и пограничные службы курируют экспедицию. Ребята в безопасности.
Мы каждый день на связи со всеми службами, отслеживаем движение и состояние группы, льда, погодные условия. Сейчас по погодным условиям ветер достаточно сильный, 10-15 метров в секунду, но видимость хорошая, ясно. Сегодня к вечеру ветер стихнет, двигаться будет легче.
Фотографии с места событий с берега от пограничных служб.

5 марта ·

Вчера подошли к разлому. На картах, когда мы только вылетали на Чукотку, была видна трещина напротив Энурмино (приблизительно ее ширина по данным была 5 км). И в настоящий момент мы подошли к ней. Вода в ней течет быстро, как река. Края ее потихоньку схватывались и мы решили, что переночуем недалеко. И что возможно за ночь она схватиться. Но утром увидели, что в некоторых местах стало лучше, но все равно вода течет мощным потоком – льды, льды, льды… Алексей, который отвечает за передачу данных по ледовой обстановке, определил нам направление движения – на юго-восток. Мы час выбирались из торосов и вышли на ровные поля. После торосов, преодоление которых давалось нам с огромным трудом, на ровном участке мы получили большое удовольствие. В общей сложности прошли 13 км.
В настоящее время остановились на мысе, где-то в километре от лежбища моржей. Там много мертвых моржей и здесь зимуют медведи, их 10 штук (нам об этом сказали пограничники).
Рано утром, часов в 6 приходил медведь. О том, что он пришел мы поняли по тому, что Барсик (наша собака, которую мы купили у чукчи), вскочила и начала лаять в том направлении, где она учуяла медведя, но которого не видно было за торосами.
Я иду с собакой. Привязал ее рядом с собой, и с ней вместе в одной упряжке тащим сани. Она мне помогает.

5 марта
День был тяжелый. Мы пошли по совету Олега-пограничника немного назад, чтобы обойти трещину, в итоге уперлись в трещину. Решили ее форсировать – у нас же сани плавающие. Мы двое саней лыжами соединяем, получается катамаран, в нем 2 человека переправляются. Сначала было метров 100 расстояние, пока вернулись – стало 500, потом – километр, потом – 1,5, в итоге – 2. В общем 4 раза мы переправлялись туда-сюда. Тяжело физически – преодолевать приходится по шуге, т.е. это не чистая вода.
Только переправились, увидели чуть дальше следующую трещину, но уже маленькую. Если ветер изменится, то нас может оторвать на льдине. Решили и 2-ую трещину сразу форсировать. Переправились уже быстрее, т.к. технологию переправки уже наработали. Необычный опыт!
Мы стоим сейчас в километрах 10 от Энурмино, видно огни Энурмино. Сейчас в палатке сидим, пожарили бекон, едим сало копченое, пьем чай. Ночью очень хорошо, тепло, спим в спальниках в палатках вторую ночь в трусах. Очень тепло стало, организм переключился.
Закат очень красивый. Нерпы вокруг плавают.

6 марта
У нас день уже закончился. Мы сегодня прошли 12 км конкретно на север. И, скорее всего, мы трещину преодолели, т.е. мы фактически сделали крюк и пересекли свою же лыжню, которой мы шли 2 дня назад, когда здесь все дрейфовало. А за эти 2 дня мороз сковал эту реку и мы ее фактически пересекли, т.е. мы ночуем на маленькой льдине примерно 30 Х 50 метров, с 3-ех сторон трещины, с одной стороны – вода, но уже видно, что льдина прочная и снега много, потому что там, где была шуга, там снега нет.

Виктор идет впереди, на него сегодня выскочил медведь белый. Ракету пустили, он убежал.
У нас провалился Семен Семенович, который из Красноярска. Но все благополучно. Выше колена намочился, я ему отдал свои запасные сапожки, все быстренько переоделись, так что все хорошо. Потому что все смерзлось, но разной консистенции – если идти по льдинкам маленьким, по кочкам, то все нормально.
Я иду с собакой последним, как мы договорились с Виктором. Она привязана к саням и она тащит. Но единственное, конечно, она воды побаивается и под ноги ко мне лезет, но с ней приятно идти – очень теплая чукотская собачка. Она ожила, нас уже не боится, влезает на сани, на солнышке греется. Ее зовут Барсик, ей года полтора, но мы ее сегодня переименовали в Беринг.
Сейчас сидим в палатке, у нас тепло. Пожарили бекон, суп из оленины вкуснющий, чай пьем, так что все хорошо. Радует, что трещину преодолели. Село Энурмино еще мерцает, т.е. если со льдины залезть наверх, то видно, что село мерцает вдалеке.
Сегодня шестой день. Вес уменьшился. Продуктов взято много, причем со всякими вкусами разными, чай разный, так что удовольствие получаем от изысков. Мороз. Сегодня было безветрие, совершенно не шелохнется. 15 градусов на солнце, ночью – минус 30.
Все оказалось сложнее, чем мы думали. Мороз сильный, довольно быстро сковывает открытую воду.
Мы все благодарны пограничникам за помощь – они корректировали маршрут с берега, чтобы было легче переходить разломы.

7 марта.
Находимся в 20 км от Энурмино. Села уже не видно.
Там где были вчера все разломало, вода открытая на востоке. На северо-востоке низкая облачность, это значит, что там везде вода.
Сегодня прошли всего 7 км, вода везде. Тонкий лед, только маленькие островки более менее льда.
Переправлялись по тонкому льду на санях. Осваиваем всякие экстравагантные способы передвижения на этих саночках. Делаем из них катамараны. Перебегаем кто-нибудь по льду и потом на веревках таскаем сани сначала с вещами, а потом с людьми.
Передвигаемся и по воде и по льду очень медленно.
Основную трещину мы прошли, но поля , которые Алексей нам обещал разломало.
Ночью было -30, подмерзли немного.Но зато и лед стал подмерзать.
Собачка наша Беринг провалилась, но с ней все хорошо, она привычная.
Лед под нами 2 сантиметра, прогибается.

8 марта.
Стоит мороз -25. Лед сковало. Хаос из множества маленьких льдин.
Медведи бродят. В эти два дня только их следы. Сегодня видели следы очень большого медведя.
Невозможно описать даже какой хаос из льда, никаких полей.( может из космоса и есть поля , как нам обещали)
Два дня назад мы здесь не смогли бы пройти, а сейчас идем.
Сани стали полегче.
И новость – Владимир решил эвакуироваться. Завтра за ним прилетит вертолет в районе 10 утра.

9 марта
Владимира эвакуировали. Сейчас мы в палатке Симонова втроем.
Идти невозможно. Тот лед, который нам Алексей обещал, ушел на север, пока мы теряем время.
Скорость у нас не прибавится, мы прошли около 9 км. Разломы, тонкий лед, идти невозможно. Виктор идет первым, 3 раза чуть не провалился.
Сегодня говорили с Алексеем, который докладывает нам ледовую обстановку – весь лед ушел на север, и мы его не догоним.
Зона торошения (дикие торосы) и вода, разломы.
В пятницу резко портится погода, и все эти льды разметает (лед тонкий, нет толстого льда). На любой льдине есть риск, что ее разломает.
За 9 дней прошли 20 км с учетом того, что постоянно шли или плыли. Такие чудеса творили на этих катамаранах!
Утром приходил медведь. Следов очень много.

10 марта
Из сообщений Юлии Симоновой:
Сегодня вся группа экспедиции снята с маршрута. Осуществлялась срочная эвакуация. Ребята опечалены, что пришлось все же вернуться. И это спустя сутки после снятия Владимира. Группа боролась до конца. Основной задачей с момента старта было достигнуть крупного ледового плата с площадью в десятки км, на котором можно с дрейфом следовать на север и продвигаться одновременно по льду. Для достижения этой цели нужно было преодолеть несколько разломов и трещин в районе Энурмино. И группа это сделала. Прошла успешно. В процессе движения, к сожалению, у группы были большие потери времени. И даже в последний момент, когда вертолёт забирал Владимира на землю, группа полностью и единодушно была готова двигаться дальше. 9 марта экспедиция смогла двигаться только во 2 половине дня. Шли по очень тонком льду. Много времени было упущено. Несколько раз Виктор, разведывая маршрут, проваливался. Его снаряжение намокало. Группа обходила трещины, которых было очень много, петляла. К концу дня 9 марта встали на границе России. Пришла сводка погоды, что 11 марта надвигается ураганный ветер со скоростью 25-35 м/с, пургой с минимальной видимостью и потеплением. Значит, тонкий лёд, на котором стоит группа не выдержит. А на плотную льдину, к которой стремились, не успели. Из границы России лучше не выходить, так эвакуацию организовать проще. Время на подготовку эвакуации 1 день – только 10 марта. С учетом вызодных и праздничных дней, это очень короткий срок.

Было направлено срочное сообщение МЧС, ЧукотАвиа, пограничным службам. Участникам угрожала реальная опасность. Срок эвакуации группы бортами МЧС – 2 суток. Но с учетом быстрой смены погоды и надвигающейся бури, борт могут не выпустить на вылет, т.к. угроза жизни экипажа. В ночное время работа на льду запрещена в связи с обеспечением безопасности экипажа. Таким образом единственный путь – коммерческий рейс ЧукотАвиа. Самостоятельно группа обратно двигаться не может. Пройденные трещины и разломы увеличились в размерах, пройти невозможно. Единственный вариант быстрой эвакуации – коммерческий рейс вертолета ЧукотАвиа из Аэропорта Лаврентия.

Итог: 10 марта 2020 в 13.12 вертолёт вылетел на эвакуацию, в 15.34 вертолёт завершил полёт, вернулся в аэропорт Лаврентия. Вся группа снята с маршрута. Экспедиция в 2020 году завершена. Участники группы в безопасности.
Участникам ещё многое предстоит переосмыслить. Группе – ещё вернуться домой. Завтра группа вылетает в Анадырь. И дальше участники летят домой. Обсуждается новый старт, группа настроена пройти маршрут. Те, кто уже ходил на Северный полюс отмечают, что эти условия и этот маршрут значительно сложнее. Ледовая обстановка невероятной сложности. Группа, которая осуществляла эвакуацию отмечает, что пройден самый сложный участник. И если бы не ураган, группа шла бы дальше.
А пока ждём возвращения группы из Чукотки.

Мы в пос. Лаврентия. Фото с борта вертолета и на земле Чукотской.

Путешественника Владимира из Тюмени отправили сегодня в Анадырь.Так что он уже гораздо ближе к дому, чем вся остальная группа. Отсутствие авиабилетов и приближающаяся непогода задержит их возвращение на большую Землю.Так главное, что все путешественники живы и здоровы и ходят по земле, правда еще чукотской.

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

А теперь традиционный обзор новостей.
Новости с сайта Прочукотку.

26 февраля
Из Анадыря стартовала экспедиция “Берингов мост”

В команде – 8 человек, но в Анадырь к дате сбора смогли приехать только шестеро:

  • руководитель группы, мастер спорта по спортивному туризму Виктор Симонов,
  • гид-проводник, заслуженный путешественник, врач-психотерапевт, уроженец посёлка Беринговский Артур Чубаркин,
  • путешественник Семен Деяк из Красноярска,
  • два экстремала из Словакии
  • один из Новой Зеландии
  • Ещё двое догонят группу позже.
  • Экспедиция полностью автономна. Всё необходимое снаряжение путешественники будут везти за собой на санях-волокушах. В среднем на каждого участника приходится около 80 килограммов груза. Пересечь Берингов пролив 8 лыжников рассчитывают за 20 дней. На столько у них хватит еды. Лыжникам придется двигаться при тридцатиградусном морозе и ветрах по 9-11 часов в день. Всего им предстоит пройти около 500 километров, так как нужно будет преодолевать ледовые торосы, а также обходить трещины, которые могут появляться на льду неожиданно. В крайних случаях открытые участки воды экстремалы будут переплывать, используя для этого сани. Другая опасность, которая подстерегает путешественников – белые медведи. На случай таких встреч группа вооружена ракетницами и ружьями.

    «Во время похода на Северный полюс мы восемь раз встречались с белыми медведями и совершенно неожиданно нашли простое средство как их отпугивать. Ракетницами медведь игрался, как футбольным мячом, выстрелы его тоже не сильно пугают. Мы использовали керосинку. Медведь идёт с подветренной стороны – наливаешь на лёд немного керосина, запах “бьёт ему в нос”. Один, два раза и он уходит», – поделился опытом предыдущих своих путешествий Артур Чубаркин.

    Для большей безопасности и защиты от медведей путешественники планируют взять в Энурмино собаку. Для связи во время перехода экстремалы будут использовать спутниковый телефон на солнечных батареях.

    Сегодня участники экспедиции выехали на трэколах из Анадыря. По пути они побывают в селе Амгуэма, а также сделают остановку в Эгвекиноте и Нутэпельмене. В посёлок Энурмино, откуда начнётся лыжный этап экспедиции, путешественники планируют прибыть 29 февраля.Финиш запланирован на 25 марта в посёлке Пойнт-Хоп на восточном побережье Аляски. От туда путешественники переправятся в Анкоридж и разъедутся по домам.

    02 марта 2020
    Лыжная экспедиция “Берингов мост” прошла первые километры по льду Чукотского моря

    Участники экспедиции “Берингов мост” из России на Аляску провели первые сутки в пути. Накануне восемь путешественников и собака вышли в 20-дневный маршрут из села Энурмино, сообщает ИА “Чукотка”.

    Группа из шести путешественников под руководством мастера спорта по спортивному туризму Виктора Симонова и заслуженного путешественника, уроженца посёлка Беринговский Артура Чубаркина отправилась на ТРЭКОЛах из Анадыря 26 февраля. На следующий день в селе Амгуэма их догнали представитель Словакии Петер Доседла и Владимир Илющенко из Тюмени. Вечером 28 февраля экспедиция прибыла к месту старта ледового похода – в село Энурмино Чукотского района.

    «Мы их поселили в нашем Центре образования, накормили и напоили, словакам очень понравились блюда национальной чукотской кухни. Они взяли в Энурмино собаку, чтобы та предупреждала людей о появлении белых медведей, спрашивали у местных жителей про состояние льда – не так давно дул сильный южный ветер и хоть торосов особо нет, но лёд на море не самый хороший. В субботу путешественники укомплектовали свои волокуши у нас в холле, утром в воскресенье позавтракали и стали собираться в дорогу», – рассказала корр. ИА “Чукотка” директор энурминского центра образования Марина Данилова.

    Кроме местных жителей в лыжный поход к берегам американской Аляски путешественников провожали представители таможни и пограничники. Стартовав чуть западнее села в воскресенье после полудня, участники экспедиции не стали брать повышенный темп и разбили лагерь, пройдя чуть более десятка километров на север. В понедельник, 2 марта, восемь лыжников и собака продолжили свой путь на северо-восток.

    Экспедиция полностью автономна. Всё необходимое – продукты, бензин для горелок, одежду, палатки, спальники и другое снаряжение путешественники везут с собой на волокушах, при этом на каждого участника приходится примерно 80 килограммов груза. Преодолеть почти 500 километров до посёлка Пойнт-Хоп на восточном побережье Аляски лыжники рассчитывают за 20 дней. Одна из целей экспедиции – пройти легендарным историческим путём и соединить русскую Арктику и Аляску. Также переход станет подготовкой к более масштабному путешествию, которое Виктор Симонов планирует совершить через два года в паре с Фёдором Конюховым на собачьих упряжках от Чукотки до Гренландии.

    06 марта 2020
    Экспедиции “Берингов мост” преградили путь трещины на льду Чукотского моря

    С трудностями на маршруте столкнулись участники лыжной экспедиции “Берингов мост”, которые намереваются пройти по льду до Аляски. Из-за больших трещин на льду Чукотского моря путешественникам пришлось несколько раз менять направление движения и в итоге через пять дней они оказались недалеко от точки старта, сообщает ИА “Чукотка”.

    Сразу после старта из села Энурмино путешественники столкнулись с торосами. За первый день они прошли всего 8 километров. После ночёвки представитель Словакии Петер Доседла принял решение покинуть экспедицию и вернулся в село, в результате лыжников осталось семеро.

    На второй день на пути участников экспедиции оказалась большая трещина, шириной около 5 километров. Путешественникам пришлось повернуть на юго-восток и в результате они сделали круг, вернувшись почти к точке старта.

    «День был тяжелый. Мы пошли немного назад, в итоге упёрлись в трещину. Решили ее форсировать – двое саней лыжами соединяем, получается катамаран, в нём 2 человека переправляются. Сначала было метров 100 расстояние, пока вернулись – стало 500, потом – километр, в итоге – 2. В общем четыре раза мы переправлялись туда-сюда, тяжело физически. На ночёвку остановились километрах в 10 от села, видно огни Энурмино. Рано утром приходил медведь, об этом мы поняли по тому, что наша собака Барсик, которую мы купили у чукчи, вскочила и начала лаять в том направлении, где она учуяла медведя», – написал один из руководителей экспедиции Артур Чубаркин на своей страничке в Facebook.

    Днём в пятницу, 6 марта, участники экспедиции оказались в 12 километрах северо-восточнее Энурмино. Путешественники выбились из графика, учитывая, что весь путь до Аляски они рассчитывали преодолеть за 20 дней.

    Сейчас в группе под руководством мастера спорта по спортивному туризму Виктора Симонова и заслуженного путешественника, уроженца посёлка Беринговский Артура Чубаркина семь человек из России, Словакии и Новой Зеландии. Экспедиция полностью автономна. Всё необходимое – продукты, бензин для горелок, одежду, палатки, спальники и другое снаряжение путешественники везут с собой на волокушах, при этом на каждого участника приходится примерно 80 килограммов груза. Конечной точкой перехода должен стать посёлок Пойнт-Хоп на восточном побережье Аляски. Расстояние до него от Энурмино составляет 300 – 500 километров в зависимости от маршрута и дрейфа льда. Одна из целей экспедиции – пройти легендарным историческим путём и соединить русскую Арктику и Аляску. Также переход станет подготовкой к более масштабному путешествию, которое Виктор Симонов планирует совершить через два года в паре с Фёдором Конюховым на собачьих упряжках от Чукотки до Гренландии.

    10 марта 2020
    Участников лыжной экспедиции “Берингов мост” эвакуировали со льдины

    Неблагоприятная ледовая обстановка и надвигающийся шторм не позволили участникам лыжной экспедиции “Берингов мост” продолжить свой маршрут по льду Чукотского моря. Конечным пунктом перехода должна была стать Аляска, но путешественников и их собаку пришлось забрать со льдины недалеко от границы с США. Сегодня, 10 марта, за ними вылетел вертолёт, сообщает ИА “Чукотка”.

    Известно, что накануне решение отказаться от дальнейшего участия в экспедиции принял ещё один из семи участников. 9 марта за ним вылетел вертолёт “Чукотавиа”.

    «Чуть позже стало известно, что отказаться от перехода решили и остальные члены экспедиции. Сегодня в 13:15 за ними вылетел второй вертолёт. Всех шестерых уже доставили в село Лаврентия», – прокомментировал первый заместитель гендиректора “ЧукотАВИА” Валерий Васильев.

    По информации окружного МЧС, путешественники оказались на оторвавшейся льдине. Кроме того, ситуацию сильно осложнил бы надвигающийся шторм в Чукотском море.

    Последними новостями гид-проводник экспедиции Артур Чубаркин делился 8 марта. Он сообщил, что группе приходится передвигаться по тонкому льду, кроме того, на пути путешественников часто встречались следы белых медведей. Также собаку, которую путешественники взяли с собой в селе Энурмино, переименовали из Барсика в Беринга.

    Напомним, группа из восьми лыжников с собакой вышла в 20-дневный маршрут из села Энурмино 1 марта. Возглавил группу мастер спорта по спортивному туризму Виктор Симонов. С первыми трудностями участники столкнулись сразу же после старта. Из-за больших трещин на льду Чукотского моря им пришлось несколько раз менять направление движения и в итоге через пять дней они оказались недалеко от точки старта. Конечным пунктом перехода должен был стать посёлок Пойнт-Хоп на восточном побережье Аляски. Расстояние до него от Энурмино составляет 300 – 500 километров в зависимости от маршрута и дрейфа льда.

    Одной из целей экспедиции было пройти легендарным историческим путём и соединить русскую Арктику и Аляску. Также переход должен был стать подготовкой к более масштабному путешествию, которое Виктор Симонов планирует совершить через два года в паре с Фёдором Конюховым на собачьих упряжках от Чукотки до Гренландии.

    ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

    Полезные ссылки:
    Официальный сайт http://arctic.academy/beringstrait
    Официальный инстаграм экспедиции https://www.instagram.com/arctic_academy/
    Инстаграм руководителя экспедиции https://www.instagram.com/victorsimonov_arcticleader/
    ФБ руководителя https://www.facebook.com/victorsimonovarcticleader
    ФБ гида https://www.facebook.com/profile.php?id=100001323476494

    Достойный поход. За достойные деньги. Не зря сходили.

    ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

    Оставайтесь с нами.
    Следите за Великими Людьми и их Походами на нашем сайте по тэгу Великие Люди
    И может быть вы сможете попасть в пантеон Великих путешественников.