Каяк для ФСБ.

Изучая ассортимент складных лодок французской фирмы Nautiraid наткнулся на вот такую лодку
GRAND RAID II 540

The biggest, most spacious Nautiraid, it features a maximum load of 350kg. This expedition boat can hold paddlers of larger sizes than the 500 (up to 2m). It shares its hull with the Nautiraid military kayak, the SB Commando Mark VI, reserved for the army and special forces. Its large carrying capacity makes this the preferred kayak for long distance, unsupported expeditions. For family outings, it has space to hold a child seat (optional extra). The Grand Raid 540 is only available in a wooden frame, which is easier to repair during expeditions.

Options available:
rudder
stowage strips
single- or two-seater spray deck
sailing rig
motor mount


Для тех кто не в теме текст гласит, что мол сие самая крупная лодка для больших мальчиков. Удобна для больших походов, для семьи и является демилитаризированной версией каяка SB Commando Mark VI, который стоит на вооружении многих стран.

Есть отдельный сайт на котором предлагается как раз военная версия
www.nautiraid-military.com

Вот видеопрезентация более старой версии лодки

Как утверждает производитель все эти лодки ведут свое начало от участвовавших в реальной боевой операции лодок.

Cockle Mark II. Это было складное двухместное каноэ из специальной прорезиненной ткани длиной 4,6 м и шириной 0,6 м с пятью герметичными отсеками и грузоподъемностью до 300 кг. Каноэ легко проходило в торпедный аппарат подводной лодки и на воде оставалось не заметным для радаров.

Лодки применялись во второй мировой войне англичанами в операции Франктон. Согласно историческим данным несколько экипажей таких каяков были высажены ночью с подводной лодке недалеко от берегов франции. Они своим ходом дошли до вражеского берега. Три лодки успешно пробрались в порт и произвели подрыв нескольких транспортных кораблей.

Ниже я конечно приложу описание этого подвига, чтобы не искать его по всему интернету.
Так же сразу скажу что есть экранизация The Cockleshell Heroes (1955)
и даже памятник в честь этого события

Самое смешное что гугл принес мне еще одну смешную новость про эти боевые лодки.
А именно ссылку на госзакупку для ВЧ 55056

http://www.sberbank-ast.ru/purchaseview.aspx?id=1271104

В документах к закупке действительно значится каяк
2 240 000,00 (руб.)за единицу в количестве 4 шт
Примечание1
Байдарка двухместная типа каяк
SB COMMANDO MK VI (или эквивалент)

Каркас изготовлен из фанеры ясеня и березы, покрыт четырьмя слоями лака. Оболочка изготовлена из полиэфирной ткани покрытой черным материалом Хайпалон (хлорсульфированный полиэтиленовый каучук) по бокам и снизу. Верхняя часть выполнена из черного, не отражающего материала.
Размеры каяка, в сборе:
– длина – не более 5,40 м;
– максимальная ширина («стабилизатор» в надутом состоянии) – не более 0,90 м;
– ширина – не более 0,74 м;
– вес – не более 40 кг;
– грузоподъемность не менее 350 кг;
– вес при транспортировке каркас – не более 20 кг, оболочка и аксессуары – не более 17 кг;
Комплектация:
– опалубка с двумя фартуками;
– причальный конец;
– приспособление для транспортировки;
– стойка для компаса;
– руль;
– три пары весел;
– две сумки для транспортировки и хранения

ну и как ожидалось, закупка успешно состоялась
вот протокол
http://www.sberbank-ast.ru/ViewDocument.aspx?id=111362442

http://www.sberbank-ast.ru/ViewDocument.aspx?id=113794770

Место получения лодок указано как Ставрополь. Но ВЧ, указанная в закупке, во всех “сми” называется как “Управление материально-технического обеспечения ФСБ” https://bmpd.livejournal.com/1896220.html

Стоит порадоваться за наше ФСБ, если у них на вооружении стоят такие именитые каяки с родословной.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
А теперь копипаста себе для истории

Пару лет назад как раз отмечали 75 летие этой операции и каякеры повторили поход своих дедов
https://www.facebook.com/cockleshell75/



Декабрь 1942 года. Экономика всей оккупированной Европы работает на гитлеровскую Германию. Все промышленные и сырьевые ресурсы идут на обеспечение немецкой военной машины. Одним из критериев подвижности вермахта является производство автомобильных покрышек, для которого необходим натуральный каучук, делающий их более крепкими и надежными. Его главным поставщиком была союзная Япония, поставлявшая каучук до июня 1941 года транзитом через территорию СССР. Теперь этим занимались специальные германские и итальянские суда — блокадопрорыватели.

Только в 1942 году они доставили из Юго-Восточной Азии в порт Бордо на Атлантическом побережье Франции 25 тыс. тонн натурального каучука, а также значительное количество хинина, йода, олова и вольфрама. Британский министр экономической войны лорд Р. Селборн доложил премьер-министру У. Черчиллю о необходимости перекрыть этот поток.

Разработку операции поручили адмиралу лорду Л. Маунтбеттену, руководителю штаба комбинированных операций. Так как воздушная бомбардировка привела бы к гибели гражданского населения, а высадка морского десанта была невозможна из-за удаления порта на 100 км от устья реки Жиронда, выбор адмирала пал на патрульно-боновый отряд Королевской морской пехоты под командованием майора Г. Хаслера, по прозвищу «Блонди».
Операция по проведению рейда против вражеских блокадопрорывателей в гавани порта Бордо получила название «Франктон»…

На байдарке в тыл врага…
В Англии одним из первых предложил использовать байдарку (или каяк) в разведывательно-диверсионных целях известный еще до войны спортсмен и охотник, лейтенант Р. Куртни, по кличке «Джамбо». В 8-м учебном центре коммандос в Шотландии он предлагал создать специальную бригаду, действующую на лодках марки «Фоллбот» для разведки, патрулирования и диверсий. Адмиралтейство дало «добро» на формирование в конце 1940 года небольшого отряда из 12 человек. Отряд получил название Специальная лодочная служба Службы (S. B.S.) и впоследствии стал одной из наиболее профессиональных частей спецназа.

Изначально этот малочисленный отряд предназначался для небольших по масштабам операций на французском побережье Ла-Манша, но уже в феврале 1941 года он вошел в состав соединения «Лэйфорс», переброшенного в Египет.

Непосредственно же идею прорыва на байдарках в гавань вражеского порта и подрыва судов противника мощными взрывными зарядами выдвинул весной 1941 года известный яхтсмен, ветеран норвежской кампании, майор Королевской морской пехоты уже упоминавшийся Г. Хаслер. Но Адмиралтейство встретило в штыки идеи 27-летнего майора, ссылаясь на уже созданную Специальную лодочную службу.
Только после того как итальянские боевые пловцы проникли в бухту Александрии и серьезно повредили линкоры «Квин Элизабет» и «Вэллиант», Черчилль отдал распоряжение создавать подобные подразделения в британской армии.

Майор Хаслер был направлен в штаб комбинированных операций под руководством адмирала лорда Маунтбеттена. Так как к этому моменту британские управляемые человеко- торпеды типа «Черриот» находились еще в стадии разработки, Хаслер сосредоточился на идее использовании взрывных катеров на подобие тех, которыми итальянцы атаковали англичан в бухте Суда в мае 1941 года.

По плану Хаслера катера должна была сопровождать группа диверсантов на байдарках, которая помогла бы им преодолеть боновые заграждения, а затем подобрала бы экипажи катеров из воды. Лорд Маунтбеттен поддержал майора, но чтобы успокоить Адмиралтейство и получить необходимые ассигнования, прибегнул к обману — официально новый отряд должен был заниматься противодиверсионным патрулированием бонового заграждения гавани Портсмутского порта.

27 июня 1942 года было объявлено о создании патрульно-бонового отряда Королевской морской пехоты» (Royal Marines Boom Patrol Detachment). База отряда была размещена на острове Саутси в Лампсфорте. Хаслер и его заместитель капитан Дж. Стюарт сразу же приступили к набору добровольцев: офицеров на курсах морской пехоты в Гаспорте, а матросов во вспомогательном батальоне в Портсмуте. Всего в отряд вошло 34 человека, которые составили две секции из шести звеньев по два человека и легководолазную группу.

Началась интенсивная подготовка, в ходе которой отрабатывалось управление байдаркой во всевозможных погодных условиях, маскировка и ориентирование, изучение района действий, горные восхождения, марш-броски, маскировка, французский язык и минное дело.

Хаслер решил отказаться от использования лодок фирмы «Фоллбот». Вместе с инженером Фредом Готли он сконструировал и испытал новую боевую лодку «Кокл-Марк II» (Cockle Mark II). Это было складное двухместное каноэ из специальной прорезиненной ткани длиной 4,6 м и шириной 0,6 м с пятью герметичными отсеками и грузоподъемностью до 300 кг.

Каноэ легко проходило в торпедный аппарат подводной лодки и на воде оставалось не заметным для радаров. Майор лично разработал и испытал образцы обмундирования для своих людей: непромокаемые куртки из импрегнированной ткани и высокие, доходящие до бедер резиновые гетры, заправлявшиеся в легкие ботинки на каучуковой подошве, обеспечивавшей бесшумное передвижение. На голове морские пехотинцы носили темно-синие вязаные шапки, на руках были две пары перчаток.

Офицеры и рядовые одевались одинаково: на правом рукаве куртки нашивались знаки различия, на левом — нашивка «ROYAL MARINE» и эмблема Штаба комбинированных операций. Все это дополняло теплое вязаное обмундирование, белье цвета хаки, теплые свитеры с высоким воротником и шарфы.

Планирование и подготовка операции
Катастрофа рейда на Дьепп в августе 1942 года очень сильно пошатнула позиции штаба комбинированных операций во главе с Маунтбеттеном. Теперь приоритет отдавался мелкомасштабным операциям с минимальными потерями, именно таким, за которые и ратовал Хаслер.

21 сентября 1942 года он представил свой план адмиралу. В первом варианте предусматривалась доставка трех двухместных байдарок на подводной лодке к устью реки Жиронды в 97 км ниже по течению от порта Бордо, затем предполагалось, передвигаясь только по ночам, днем отдыхая, спрятавшись на берегу, за три ночи достичь гавани порта.

По замыслу Хаслера это позволило бы преодолеть зону патрулирования 32 немецких кораблей охранения. Внутри же самой гавани планировалось потопить от 6 до 12 судов, с тем чтобы максимально заблокировать порт. После выполнения операции диверсанты должны были пробираться на территорию нейтральной Испании, а оттуда через Гибралтар эвакуироваться в Англию.

Приказ на проведение рейда адмирал Маунбеттен подписал 13 октября 1942 года, правда, увеличив количество байдарок с трех до шести, желая нанести максимальный урон противнику в гавани. Кроме того он запретил Хаслеру участвовать в акции, аргументируя это тем, что его опыт необходим в Англии для подготовки пополнения. Но майор сумел убедить адмирала в том, что только его личное участие может гарантировать успех.

Подготовка к рейду началась 20 октября 1942 года. Было сформировано два отряда. В первом отряде были: байдарка «Сом» — майор Хаслер и матрос Б. Спаркс, байдарка «Лангуст» — капрал А. Лэйвер и матрос В. Миллс, байдарка «Угорь» — капрал Ч. Шерд и матрос Д. Моффатт.
Во второй отряд вошли: лейтенант Д. Маккиннон и матрос Д. Конвей на байдарке «Каракатица», сержант Ч. Уоллес и матрос П. Иварт на байдарке «Сайда», матрос В. Эллери и матрос Э. Фишер на байдарке «Кашалот». Запасным, тринадцатым членом экипажа был матрос Н. Колли.

Личный состав приступил к тренировкам, которые включали в себя подготовку байдарок, спуск на воду с борта подводной лодки (устройство для спуска разработал лично Хаслер), скрытное передвижение по берегу. Использованию магнитных мин бойцы учились в специально построенном бассейне. На погруженной в воду железной плите, имитирующей днище корабля либо на подобной плите, которую в открытом море тащил на буксире корабль. После этого тренинга морские пехотинцы провели учебно-боевую атаку силами 10 диверсантов на пяти каяках на один из участков акватории Портсмутского порта.

Каждая байдарка должна была нести на себе восемь магнитных мин, ключ для активации мины три комплекта весел, компас, глубинометр, ремонтный мешок, фонарик, камуфляжные сети, одонепроницаемые часы, лески, две ручные гранаты, продовольствие и воду из расчета на шесть дней. Каждый морпех получал пистолет-пулемет STEN Mkl, 11,43-мм автоматический пистолет Colt M1911 A1 и нож коммандос Fairbairne & Sykes.

Операция «Франктон»
30 ноября 1942 года с военно-морской базы Холи-Лох в Шотландии отправилась в плавание субмарина лодка «Тунец» с бортовым номером 94. Она должна была доставить 6 декабря 1942 года к устью реки Жиронды шесть байдарок и тринадцать морских пехотинцев. Но из-за плохой погоды на маршруте и необходимости обходить минное поле, только в 17. 30 вечера 7 декабря 1942 года началась выгрузка байдарок с палубы подлодки, которая всплыла в 16 км от устья.

При спуске на воду была повреждена байдарка «Кашалот» и ее экипаж вместе с запасным матросом Колли остались на подводной лодке.
Из-за этого к 20.00 часам в Бискайский залив было спущено только пять лодок, которым предстояло преодолеть 10 миль до мыса Де-Граве в устье реки. Для этого экипажам было необходимо непрерывно грести, отдыхая по пять минут через каждый час. Вскоре морские пехотинцы попали в район, где океанские волны встречались с волнами прилива из устья Жиронды, которые усиливались встречным направлением ветра. В этой кипящей мгле исчезла «Сайда» вместе с Уоллесом и Ивартом.

Через некоторое время уже в районе маяка Пуант-де-Граве смельчаков настигла вторая волна прилива. Полутораметровые волны швыряли байдарки из стороны в сторону и перевернули «Угорь». Его экипаж зацепился за две другие байдарки, но когда диверсанты миновали маяк, их начало тащить течением в сторону портового мола Ле-Вердон, и тогда майор Хеслер приказал капралу Шерду и матросу Моффатту самостоятельно плыть к берегу.

Уже в устье реки морские пехотинцы наткнулись на якорную стоянку немецких миноносцев, непрерывно освещавших водную поверхность прожекторами. «Сом», «Каракатица» и «Лангуст» поодиночке проплыли мимо кораблей, стараясь двигаться, как можно тише и максимально пригнувшись. Через некоторое время оказалось, что потерялась «Каракатица» В 6.30 утра 8 декабря, пройдя на веслах 32 км, экипажи «Сома» и «Лангуста» высадились на берег недалеко от деревушки Сан-Вивьен-дю-Медок. Морпехи втащили лодки на берег и замаскировали их маскировочными сетями. Майор Хаслер первым стоял на часах.

Начало операции, надо признать, было не слишком удачным. Из шести байдарок боеспособными оставалось только две. Майор еще не знал, что немецкий радар обнаружил всплытие подводной лодки и что теперь немцы непрерывно патрулируют водный район. Не знал он и, что на рассвете у маяка немцы захватили Уоллеса и Иварта и то, что Шерд и Моффатт утонули в холодной воде.

Отдохнув днем 8 декабря, за ночь с помощью прилива, который сам тащил байдарки вверх по течению реки, морпехи преодолели еще 35 км за шесть часов. Хаслер не подозревал, знал, что «Каракатица» проделала такой же путь и прячется где-то рядом. После дневного отдыха 9 декабря за ночь отряд сумел пройти только 24 км, постоянно скрываясь от немецких патрулей.
В эту ночь «Каракатица» пропорола себе днище, и экипажу пришлось затопить ее. Рано утром 10 декабря диверсанты вышли к острову Казо, находящемуся в 12 милях от Бордо, где вновь замаскировали байдарки. За следующую ночь отряд, преодолев оставшиеся 14 км, укрылся на западном берегу Гаронны в высоком тростнике, откуда можно было наблюдать за портом. Весь день 11 декабря, подготовив мины, морпехи отдыхали.

Вечером в 9 часов обе байдарки, прикрываясь ветром и дождем, отправились на выполнение задания, которое надо было выполнить менее чем за два часа — до начала отлива. Хаслер и Спаркс взяли на себя западную часть порта, Лайвер и Миллс — восточную.

Экипаж «Сома» разместил свои восемь мин на крупном прорывателе блокады, только что прибывшим из Японии, сухогрузе, танкере и тральщике. Часовой на палубе тральщика, видимо, что-то услышал, осветил «Сома» фонариком на доли секунды, но ничего не заметил, приняв байдарку за бревно.

Экипаж «Лангуста», не обнаружив у восточных причалов целей, заминировал у южной стенки пятью минами большой транспорт и тремя небольшой лайнер. В 00.45 байдарки, вместе с отливом покинувшие гавань Бордо, встретились у острова Казо, после чего совместно спускались до самого утра по реке. У деревни Блай затопили свои байдарки и, уже окончательно разделившись, пешком отправились к испанской границе.

Побег
Теперь после завершения первой фазы операции для морских пехотинцев начиналась вторая и самая главная операция за спасение их собственных жизней. Уже 10 декабря 1942 года немцы объявили, что отряд английских диверсантов при попытке совершения акта саботажа был уничтожен 8 декабря. Поэтому в Британии считали 10 морских пехотинцев пропавшими без вести до конца февраля1943 года, когда поступила первая информация из Франции.

В штабе комбинированных операций не знали, что с 18 октября 1942 года действовал приказ Гитлера «о коммандос», по которому всех захваченных в плен солдат и офицеров спецподразделений ждал расстрел. Одними из первых жертв стали сержант Уоллес и матрос Иварт, захваченные в плен утром 8 декабря солдатами немецкой ПВО у маяка де Граве. Казнь британских солдат, взятых в плен в обмундировании и со знаками различия, вызвала замешательство даже среди высших военачальников гитлеровской Германии.

Возник короткий конфликт. В конце концов под давлением Берлина пленные были расстреляны взводом военно-морского флота под командованием лейтенанта Прама по приказу командующего войсками на западном побережье Франции адмирала Бахмана.

В это время за англичан вступились вышестоящий начальник Бахмана адмирал Маршалл и его начальник штаба контр-адмирал Майзель, а также некоторые генералы. Дело решило вмешательство самого Гитлера, который приказал немедленно казнить пленных, что и было сделано ночью 11 декабря в лесу к северу от Бордо. А 14 декабря к западу от Бордо в местечке Монтилье-ла-Гард французской жандармерией были задержаны и переданы немцам капрал Лэйвер и матрос Миллс. Через два дня в 46 км к юго-востоку от Бордо в местечке Ла-Реоль также жандармерией были арестованы лейтенант Маккиннон и матрос Конвей.

На этот раз они были захвачены в гражданской одежде, которую беглецам дали французские крестьяне. Четверо морских пехотинцев прошли через длительное следствие в Бордо, где их пытало гестапо. Их расстреляли 23 марта 1943 года, по одной версии в Париже, по другой — в том же лесу к северу от Бордо.

Удача сопутствовала только Хаслеру и его напарнику Спарксу. Они, пользуясь тем, что майор бегло говорил по-французски, выменяли гражданскую одежду у крестьян. Питаясь в дороге сырой репой и картошкой, сумели добраться до городка Рюффек в 160 км северо-восточнее Бордо.

Зайдя в первый попавшийся отель, англичане на свою удачу связались с местным движением Сопротивления, которое укрыло их на одной из ферм. Затем на них вышла организация Мэри Линделл, которая занималась переброской союзных летчиков и подпольщиков в Испанию и Швейцарию и сообщила о них в Лондон 23 февраля.

В течение двух месяцев под видом бретонцев через Лион, Марсель и Пиренеи добирались смельчаки до Гибралтара. Только 2 апреля 1943 года майор Хаслер спустился по трапу самолета на английскую землю, Спаркс прибыл на пароходе позднее.

«Герои утлого суденышка»
В результате ночной атаки 11 декабря сильные повреждения получило четыре судна: «Дрезден» (водоизмещением 8567 т), «Алабама» (5645 т), прерыватель блокады «Портленд» (7132 т) и «Танненфелс» (7840 т). Меньшие повреждения получили еще один танкер и тральщик. Севшие в порту на грунт суда не могли выйти в море в течение нескольких месяцев, что серьезно отразилось на графике поставок стратегических материалов на военные заводы рейха. По одной из версий, на одном из транспортов находился немецкий радар, приготовленный для отправки в Японию…

Черчилль считал, что операция «Франктон» как минимум на шесть месяцев помогла сократить войну. А вот мнение Маунтбеттена: «Из всех храбрых и лихих рейдов, проведенных людьми комбинированных операций, ни один не был таким мужественным и творческим, как операция «Франктон». Операция, безусловно, дала новый импульс французскому Сопротивлению и смогла поднять дух английского населения, уставшего от войны.

Действительно, мужество и героизм британских морских пехотинцев не вызывает сомнений. Майор Хаслер был награжден орденом «За выдающиеся заслуги», а матрос Спаркс — одноименной медалью. Лайвер и Миллс посмертно были отмечены в приказе.

Но блестяще спланированная операция страдала двумя очевидными изъянами. Во-первых, не была предусмотрена метео- и гидрологическая разведка прилива, что сразу нарушило план атаки. Во-вторых, не были продуманы план отхода к испанской границе и контакты с французским Сопротивлением.
Дело в том, что в это время в Бордо уже действовала группа агентов британского Управления специальных операций (УСО) во главе Клодом де Байссаком, которая выполняла аналогичное задание по организации диверсий на судах в порту.

Взаимодействие с этой группой могло бы усилить нанесение ущерба и способствовать эвакуации отряда. Этот эпизод заставил плотнее взаимодействовать английские спецслужбы. Но результаты операции «Франктон» высоко оценили в УСО и решили организовать нечто подобное уже на Дальнем Востоке.

Австралийский отдел организoвал специальную группу Z под командованием лейтенанта Айвана Лайона. 2 сентября 1943 года 14 человек под его командованием на трофейном японском судне «Кофуку» из порта Эксмус отправились в сторону Сингапура для осуществления операции «Джэйвик». Преодолев за три недели около 4000 км в контролируемых японцах морях в ночь на 23 сентября 1943 года три байдарки потопили или сильно повредили в Сингапурской гавани восемь судов общим водоизмещением 40 тыс. т. Без потерь отряд 19 октября вернулся в Австралию, доказав тем самым правильность расчетов майора Хаслера.

Однако через год в сентябре 1944 года, когда группа Z решила повторить свой успех в ходе операции «Риммау», отряд был обнаружен японским катером. В ходе боя многие диверсанты, в том числе Айван Лайон погибли, а остальные были захвачены в плен и позднее казнены…

Хаслер, получив звание подполковника, вернулся к работе в штабе комбинированных операций. Он работал над заброской байдарок в тыл противника на летающих лодках, принимал участие в создании и испытании подводной байдарки «Спящая красавица», создании новых образцов боевых байдарок.

После войны Хаслер нашел себя в парусном спорте. Он изобрел механический автопилот рулевого механизма, который совершил революцию в мире яхт, управляемых в одиночку, стал инициатором трансатлантической регаты Плимут Ньюпорт «OSTAR» на приз журнала «Observer». Его самостоятельно переделанная яхта «Шут» прошла гонку за 48 дней, заняв второе место.
В 1955 году вышел в свет роман Лукаса Филипса «Герои утлого суденышка» (The Cockleshell Heroes), а через некоторое время одноименный фильм киностудии «Варвик» режиссера Хосе Феррера, который был очень популярен в Англии в 50-е годы.

31 марта 2011 в районе маяка Пуант-де- Граве была открыта привезенная из Англии мемориальная плита в память об участниках операции «Франктон» и трех французов, помогавшим им.

Евгений МУЗРУКОВ
http://www.bratishka.ru/archiv/2012/12/2012_12_8.php

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Операция «Франктон»: диверсия в Бордо

Коммандос были отборными британскими частями специального назначения. Профессионалы морских диверсий, они знали, как атаковать врага с моря. Но даже им казалось, что рейд на байдарках против немецких судов-прорывателей блокады – слишком трудная задача.

Если бы героям «Коклшел», как их увековечили в кино и книгах, повезло, и они бы не наткнулись на немецкие патрули по пути к цели, им бы все равно пришлось потом возвращаться. Именно так началась эта героическая повесть о находчивости и выдержке.

После падения Франции в июне 1940 года немецкий торговый флот доставлял стратегические грузы со всего мира в порты атлантического побережья Франции. Оттуда их переправляли в нацистскую Германию для нужд военной промышленности.

Эти порты стали еще важнее после декабря 1941 года. Союзник Германии – Япония — захватила источник ценного сырья – нефтяные месторождения в голландской Ост-Индии и плантации каучука в британской Малайзии. Все эти поставки шли через порт города Бордо в ста километрах вверх по реке Жиронда на юго-западе Франции.

Всего за год во Францию было доставлено свыше 25 тысяч тонн каучука. Это был один из немногих материалов, которым немецкая промышленность не смогла найти замену. Он был остро необходим для выпуска военной техники. Если бы союзникам удалось остановить эти поставки, это бы сильно повлияло на весь ход войны.

Лорд Селбурн, британский министр экономической войны написал премьер-министру Уинстону Черчиллю, что этот поток надо остановить. Королевские воздушные силы могли разбомбить порт, но любой налет привел бы к серьезным потерям среди французского мирного населения.

Королевский флот в Бискайском заливе мог обстрелять атлантические порты, но это тоже было слишком опасно: боевые корабли попали бы под удар с воздуха.

Другой возможностью были коммандос – отборные части, которые учредил Уинстон Черчилль для диверсий в оккупированной нацистами Европе. Лорду Луи Маунтбеттену, главе командования комбинированных операций, поручили разработать план.

В его организации была секция под руководством майор морской пехоты Герберта Джорджа Хаслера: высокий импозантный человек с золотисто-рыжими волосами и пышными усами – его прозвали «Блонди» («Blondie»).

Задачей Хаслера было разработать методы диверсий против вражеских кораблей в гавани. Он брал пример с известных уже мастеров тайной войны: итальянские боевые пловцы князя Боргезе. 18 декабря 1941 года три группы из двух человек каждая проникли в гавань Александрии в Египте и подорвали британские линкоры «Queen Elizabeth» и «Valiant».

Хаслер со своей группой изучил снаряжение взятых в плен итальянских боевых пловцов, чтобы создать такое же оружие. Но британская версия человеко-торпеды была еще не готова. Тогда он обратился к другой итальянской разработке – начиненному взрывчаткой катеру. Он мог без труда преодолеть защиту цели, а рулевой покидал катер перед самым взрывом.

По замыслу Хаслера быстроходный катер со взрывчаткой будет сопровождать группа прикрытия на байдарках – она и подберет рулевого. А пока Хаслер, планируя операцию, сформировал маленький отряд диверсантов. Его назвали «Патрульный портовый отряд Королевской морской пехоты».

Отряд состоял из двух групп: одна включала диверсантов на байдарках, которые сопровождали бы катера; другая использовала для подводных диверсий дыхательные аппараты, разработанные для покидания тонущих подлодок. Люди были взяты и морской пехоты, а обучение проходило в Саутси.

Надо было найти способ нанести удар по Бордо, и Хаслеру пришла в голову дерзкая мысль: пловцы на байдарку доберутся туда сами, тихо поднявшись вверх по реке. Но им нужны были лодки, которые вместили бы необходимое снаряжение.

«Фоллбот», стоящий на вооружении морских диверсантов, был слишком хрупок для такой операции. Но легкая разборная штурмовая лодка, созданная инженером Фредом Готли, подходила больше. Хаслер попросил его разработать подходящую посудину для диверсантов.

Лодка должны была пройти через торпедные аппараты. Известная как «Кокл-Марк II», она могла нести до 300 килограммов. Мелкосидящая, сделанная из водонепроницаемой ткани, лодка не была видна на радарах. Она приводилась в движение сдвоенными веслами. Хаслер сам проверил прототип и остался доволен.

Вместе с новой байдаркой англичане готовились применить новое средство для уничтожения кораблей – магнитную мину. Магнитные мины крепились к корпусу судна как можно ниже ватерлинии, чтобы увеличить эффект взрыва.

Диверсанты на байдарках должны были подойти к кораблю с магнитным устройством, известным как «Захват». Они использовали приспособление с длинной ручкой, чтобы осторожно прикрепить мину, избегая громких ударов, не привлекая внимание экипажа. Часовой механизм позволял диверсантам отойти на безопасное расстояние прежде, чем мина взорвется.

К осени 1942 года у Хаслера уже были шесть групп по два человека. Они приступили к тренировкам, учились не только управлять хрупкими судами, но и прятать их. Ведь Жиронду постоянно патрулировали немецкие катера и самолеты, и днем коммандос надо было скрываться на берегу.

Операцию против прорывателей блокады в надежно охраняемом порту назвали «Франктон». Субмарина должна была доставить шесть байдарок «Кокл» с экипажами к устью реки и выпустить в море.

Предполагалось, что коммандос смогут делать около 30 километров за ночь, им придется прятаться минимум трижды перед тем, как атаковать свою цель.

Почти все снаряжение и одежду специально для задания разработал и испытал сам «Блонди» Хаслер. Диверсанты были одеты в водонепроницаемые защитные костюмы «Кокл» с надписью «Морская пехота» на плече и нашивкой «Командование комбинированных операций». У курток были эластичные полы, которые соединялись с чехлом байдарки – получался водонепроницаемый шов. Высокие сапоги до бедра были одного цвета с курткой.

Кроме магнитных мир у диверсантов были пистолеты-пулеметы «Sten» с глушителями. Каждого снабдили Кольтом 45-го калибра и ножом коммандос.

1 декабря 1942 года они вышли на задание. Хаслер со своими людьми погрузились на субмарину «Туна». Учения были окончены, пришло время действовать. В море коммандос, наконец, назвали их цели. Спустя шесть дней диверсанты покинули субмарину с помощью специального устройства, разработанного самим Хаслером.

Хотя на море было тихо, одну из байдарок повредили при спуске, ее экипажу пришлось остаться на борту. Осталось пять байдарок с экипажами, а до французского берега было более 10 миль. Все лодки носили имена морских животных: «Зубатка», «Сайда», «Угорь», «Лангуст» и «Каракатица».

Назад пути не было. Они шли на задание, но как дорого им придется за это заплатить – не знал никто. Диверсанты «Коклшел» подошли к устью Жиронды. «Блонди» Хаслер с напарником Уильямом Спарксом шли в «Зубатке». Они столкнулись с первым испытанием – коварным приливным течением в устье реки. Байдарки сильно швыряло, «Сайда» отстала, ее экипаж потерял устойчивость. Они попытались выровняться, и лодка опрокинулась. Два диверсанта доплыли до берега, но их тут же схватили немцы. Для противника это была неожиданность, теперь они ожидали неприятности. Но коммандос не знали, что немецкий радар заметил субмарину, когда она всплыла возле устья реки и отправили на поиски патрульный катер.

Неудачи продолжались. «Угорь» тоже захлестнуло волной, он перевернулся. Его экипаж – капрал Джордж Ширд и Дэвид Моффатт зацепились за другие байдарки, а потом попытались доплыть до берега. Оба утонули.

Операция была под угрозой срыва: спустя всего два часа из диверсантов осталось только три экипажа. Они гребли на своих лодках, но наткнулись на три немецких эсминца: пригнувшись как можно ниже, британцы проскользнули мимо.

Потом одна из трех байдарок – «Каракатица» — лейтенанта Джона Маккинона и Джеймса Конвея отделилась от группы. В 6:30 утра экипажи байдарок «Зубатка» и «Лангуст» высадились на берег у косы Пуант Озуазо. Они прошли на веслах 30 километров и были вынуждены спрятаться на заре.

Четверке хватило сил приготовить чай, а потом они уснули под камуфляжной сеткой в байдарках. Хаслер первым стоял на часах. На вторую ночь «Зубатка» и «Лангуст» поднялись еще выше по реке, избегая немецких патрулей. Утром они снова спрятались, не зная, что «Каракатица» совсем рядом.

Но на третью ночь с «Каракатицей» случилась беда: байдарка пропорола дно о камень, ее пришлось бросить. Все это время немецкие патрульные катера обыскивали реку.

Путь продолжали только «Зубатка» и «Лангуст». Две байдарки ускользали от немцев, пока, наконец, не сумели найти последнее пристанище – напротив портовых сооружений Бордо.

Здесь они видели свои цели и все слышали. Коммандос отдохнули и подготовили снаряжение для ночной диверсии. Ночью 11 декабря погода им благоприятствовала – умеренный бриз с дождем скрыл их при подходе к цели.

Четверка поплыла к порту Бордо. Они разделили весла пополам и теперь гребли, как на каноэ, чтобы меньше шуметь.

Хаслер и Спаркс направились к прорывателям блокады, стоящим у пирсов. Альберт Лейвер и Уильям Миллс поплыли к пристаням на другом берегу реки. Лейвер и Миллс установили пять из восьми магнитных мин на большой транспорт и три – на лайнер.

Хаслер и Спаркс сначала прикрепили заряды к прорывателю блокады водоизмещением 8 тысяч тонн, который только прибыл из Японии, а потом – к трем другим судам, включая танкер.

На секунду немецкий охранник осветил фонарем людей внизу, но никого не заметил. Диверсанты тихо уплыли и гребли до деревни Блай, назад вниз по Жиронде.

Там байдарки уничтожили, и коммандос разделились. Теперь им нужно было уйти из окрестностей Бордо как можно скорее. Пока они уходили, мины, прикрепленные к бортам кораблей, взрывались, разрывая темноту. Четыре транспорта затонули, два других были серьезно повреждены – это был блестящий успех.

Нацисты отрицали, что диверсанты «Коклшел» причинили серьезный ущерб, но ходили слухи, что на одном из судов был новейший радарный комплекс для японцев.

В это время диверсанты спасались бегством, их битва за жизнь только началась. Немецкие поисковые отряды прочесывали местность. На третий день после диверсии одну из групп выследили. Лейвер и Миллс не говорили по-французски, их схватила местная полиция. Их передали немцам и в итоге расстреляли.

Два других диверсанта – Сэмюэль Уоллес и Роберт Эворд, чья байдарка перевернулась, еще оставались на берегу. Их тоже схватили и вскоре казнили.

Маккинена и Конвея, чья лодка пропорола дно, также выследили и схватили. Их доставили в Гестапо в Париже. Там их допрашивали, пытали и в итоге расстреляли, несмотря на то, что они были взяты в военной форме и с ними должны были обращаться как с военнопленными. Гитлер издал знаменитый приказ о том, что все пленные коммандос должны быть немедленно расстреляны.

Только Хаслер – руководитель операции, и его напарник Спаркс остались живы. К счастью, Хаслер бегло говорил по-французски. Местные крестьяне дали им гражданскую одежду, они питались сырой репой и картошкой. Вместе они добрались до Руффека в 130 километрах к северо-востоку от Бордо и связались с агентами французского Сопротивления.

Потом в фургончике булочника их отвезли на безопасную ферму. Там они ждали несколько недель, чтобы связаться с агентом Мэри Линделл. Ее кличка была Мари Клэр, она занималась переправкой людей на юг Испании.

Мэри Линделл происходила из богатой английской семьи. Она вышла замуж за француза и присоединилась к Сопротивлению в 1940 году, помогла многим солдатам союзников избежать плена в оккупированной нацистами Франции.

Пока Хаслер и Спаркс прятались в доме, Мэри Линделл упала с велосипеда и получила травму. Несмотря на это, она передала указание из больницы, что им нужно ехать в Лион.

Агенты Сопротивления посадили Хаслера и Спаркса в ночной поезд. Им запретили с кем-либо заговаривать, а если к ним обратятся, отвечать – бретон: во французской провинции Бретань еще жили люди, которые не понимали по-французски.

В Лионе Хаслер и Спаркс пришли к Мэри Линделл к больницу. Она была в бешенстве от того, что ее агенты позволили Хаслеру оставить его классические английские усы, он тут же из сбрил.

Мари Клэр объяснила им строгие правила побега. Среди прочего, им запрещалось больше двух бокалов вина в день.

Но план Мари Клэр сорвался: путь в Испанию был временно закрыт. Вместо этого она решила переправить их в Швейцарию, но она вновь заболела и была вынуждена передать коммандос другому агенту.

Они вновь отправились на юг и в средиземноморском порту Марсель их передали баскским проводникам, чтобы те доставили их в Испанию. Хаслер и Спаркс совершили опасный переход через Пиренеи и достигли Барселоны. Оттуда они пересекли Испанию до Гибралтара и в итоге вернулись в Лондон.

Им посчастливилось бежать. Из всех групп выжили только они, после войны о них написали книгу и сняли фильм «Герои Коклшел».

Но «Блонди» Хаслер на этом не успокоился: он вернулся к работе в командование комбинированных операций, где он развил много других идей для секретных операций. Испытывались летающие лодки как средства доставки диверсантов и байдарки для длительных переходов. Хаслер использовал технику, чтобы забросить патрули разведки далеко в тыл врага на Дальнем Востоке. Он также участвовал в разработке моторной подводной байдарки – «Спящей красавицы», как ее прозвали. Ее тщательно испытали, но решили, что под водой ей слишком трудно управлять.

«Спящая красавица» так и не попала на войну, но идеи Хаслера о диверсиях на байдарках еще пригодились. В операции «Джейвик» майор Айвон Лайон взял три «Кокла» на борт рыбацкой лодки «Крайт» для атаки сингапурской гавани.

26 сентября 1943 года диверсанты проникли туда, уничтожили шесть кораблей и вернулись невредимыми. Увы, год спустя второй рейд прошел неудачно, и Лайон со всей своей группой погиб.

«Бонди» Хаслера наградили орденом за выдающиеся заслуги, а его товарищ Уильям Спаркс получил медаль за выдающиеся заслуги. Альберт Лейвер и Уильям Миллс были упомянуты в докладах.

Сорок лет спустя Хаслер и Спаркс вернулись на базу Королевской морской пехоты в Пуле, графство Дорсет. Они возложили венок на мемориал в память об их доблестной операции и о жертве, которую принесли храбрецы, не вернувшиеся с задания.