Нетрадиционные Мореходы

За последнее время кроме Великих Путешественников очень радовали новости, особенно с Сахалина. Там за пару недель в море выловили или не выловили аж двоих плотоводцев.
Я думаю, стоит подшить их в архив и к ним добавить еще пару странных мореходов.
Начнем естественно с самого прекрасного.

Житель поселка Правда, что находится недалеко от Холмска сделал себе плот и отплыл на нем в Японию.

К сожалению бдительные пограничники задержали незарегистрированное плавсредство и вернули его на родину

Плот был оборудован удобной каютой в виде палатки, запасами еды и воды.

До Японии от точки старта всего 150 Км . При хорошем попутном ветре мог бы и дойти

Ну а теперь официоз из новостей
https://sakhalin.info/search/154658
3 июля сахалинские пограничники в двух милях от берега на траверзе села Правда обнаружили плот, на котором находился мужчина.
В нарушение требований правил пограничного режима гражданин не уведомил пограничный орган о выходе в море на плавательном средстве. Кроме того, передвижение на самодельном плоту в неблагоприятные погодные условия (восточный ветер скоростью до 20 м/с, температура воды около +6°С) представляло явную угрозу жизни и здоровью сахалинца. В случае опрокидывания плавательного средства выживаемость человека в воде без средств спасения и защиты в указанных условиях составляет около 20 минут.
В совокупности данные обстоятельства явились основанием для буксировки плота к берегу. Находящийся на плавательном средстве мужчина вопреки отказам покидать плот и переходить на пограничный катер также доставлен на берег сотрудниками пограничного управления.
В ходе выяснения обстоятельств произошедшего установлено, что плавательным средством управлял житель Холмского района. По его словам, плот был построен самостоятельно в целях путешествия.
За нарушение правил пограничного режима гражданин привлечён к административной ответственности по части 1, части 2 статьи 18.3 Кодекса об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа.

В преддверии активного сезона отдыха на водных объектах и береговой полосе пограничное управление обращает внимание жителей и гостей Сахалинской области на необходимость соблюдения мер и техники безопасности, а также правил пограничного режима во внутренних морских водах и территориальном море, сообщает ИА Sakh.com со ссылкой на пресс-службу областного ПУ ФСБ России.

https://sakhalin.info/news/154590
Сотрудники патрульной службы ГИМС задержали сахалинца, пытавшегося уплыть на самодельной лодке в Японию. Случай произошел в районе холмского села Правда, как сообщил соавтор Sakh.com, неудавшийся путешественник — местный житель.
Во время задержания мужчина пытался оказывать сопротивление и до последнего не собирался покидать свое “судно”. Его не пугали ни прогнозы надвигающегося шторма, ни долгая дорога — сахалинец основательно подготовился к плаванию. В лодке нашелся запас различных необходимых в дальнем путешествии вещей — еда, вода, сменная одежда, палатка и другое.
Действительно ли мужчина намеревался таким образом сменить место жительства или просто находился в неадекватном состоянии, неизвестно. Кстати, одно не исключает другого.

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Но этом вроде и все с Сахалином, но буквально через неделю проскакивает еще одна новость, о еще одном плотоводце который живет чуть южнее.
https://sakhalin.info/news/155129
В районе села Ясноморского сахалинец на самодельном плоту вышел в море и пропал

Вчера в районе села Ясноморское Невельского городского округа рыбак на самодельном плоту вышел в море и пропал. Пресс-служба областного ГУ МЧС сообщила, что гражданин Ужимцев И.А. на самодельном плоту из пенопласта вышел в море вчера днем и до сих пор не вернулся. На его поиски отправлялись катер погранслужбы и сотрудники ГИМС, но обнаружить пропавшего не смогли. Поиск осложняют плохие метеоусловия, на данный момент он прекращен, но завтра продолжится.

«Молодой человек сообщил, что он на самодельном плоту из пенопласта вышел в море в районе села Ясноморское Невельского района, и его уносит в открытое море», – сообщает 16 июля Интерфакс со ссылкой на источник в отделе по делам ГО и ЧС Невельского района Сахалинской области. С какой целью парень вышел в море, пока неизвестно. Ни плот, ни его капитан до сих пор не найдены.

Но с этой новостью все немного мутно, из камментов к новости выудил следующее

Человек ловит на литорали морскую живность. Для себя и родных. Для своего удовольствия и времяпровождения. Всё, точка. Какая Япония, какой побег с острова? Какой здесь протест против условий жизни в России? Записные ура-патриоты-дерьмократы-партократы-путинисты-сталинисты-монархисты и прочие, вам не понять.
Для себя!

Что за бред Вы тут несете незная ситуации. Он сразу начал звонить родным ,а они в мчс. Но мчс слишком долго собирались. А в Ясноморске он собирал осминога и т.д. море на тот момент было спокойное. Лет 10 назад он ходил в море на шхуне ,но к сожалению она утанула. Спаслось очень мало людей ,он в чесле спасенных . Так что он не дурак чтоб идти на дно по своей воле. Я его знаю с детства . Не дай Бог чтоб это случилось с Вами и Вашим близкими. А на сегодняшний день ,поиски прекратили!

Значит это просто рыбак.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Продолжаем дальше, естественно после плота в японию вспомнился не менее эпичный случай на Сахалине, но ужу с обратной ситуацией.
Там 2 японца на педальном катамаране-лебеде пытались доплыть до Сахалина, но увы немного потонули и закончили своей путешествие уже на нормальном плавсредстве.

Новости по этой теме немного расходятся
https://sakhalin.info/search/136200
Попытка двух японцев из Вакканая доплыть на катамаране-лебеде до Сахалина закончилась неудачей
Курьезный случай, который мог закончиться трагично, если бы не широкая русская душа, произошел на днях в Корсаковском порту. На причал коммерческой компании прибыло грузовое судно, тянувшее за собой катамаран в виде лебедя. Экипаж сообщил, что на погрузке в Вакканае к нему обратились двое японцев, которые рассказали о своих планах добраться до Сахалина на этом лебеде. Ранее они уже пытались самостоятельно выйти в море, но большая волна не давала этого сделать. Экстремалы решили, что на буксире их смогут дотянуть в открытое море, а затем они самостоятельно продолжат путь.

Так как у японцев были все документы на катамаран (а оформлен он был на временный въезд в Россию на два месяца и в качестве именно транспортного средства), им решили помочь. Когда они вышли из Вакканая, японцы пересели в лебедя, но почти сразу начали тонуть. Потом они предприняли еще несколько попыток, но безуспешно. При этом экипаж грузового судна, который буксировал катамаран, не отходил от “туристов” далеко, чтобы в случае чего прийти им на помощь. В итоге так и получилось: японцев подняли на борт, катамаран вновь взяли на буксир. Уже в России — в Корсаковском порту — на прохождении пограничного контроля выяснилось, что у граждан Японии нет виз. В тот же день их отправили домой, а лебедь до сих пор стоит на причале в Корсакове. Когда притянувшее его судно вновь отправится в Вакканай, лебедя доставят хозяевам.

— Когда японцев опрашивали по поводу случившегося, от смеха рыдали все — и пограничники, и переводчик, и экипаж, — рассказал источник ИА Sakh.com.

Подобные катамараны южносахалинцы могут видеть на озере Верхнем в городском парке. Там есть лебеди, которые были подарены парку как раз японцами. Такие плавсредства используются только на закрытых водоемах и только для кратковременного катания.

+ Камменты

Такую бредятину написАли в информации
Эта поездка планировалась японцами уже как месяца два.Японцы придумали этот бредовый переход,а организацией занимался мой родственник проживающий постоянно в Японии и занимающийся турбизнесом. Я выпал,когда прочитал про грузовое судно
Сопровождали японцев шхуна “Бахус” Орбиты(Мыльникова) и еще одна не знаю хозяина.Первый раз вышли этот “лебедь” сломался,вернулись назад. Починили(у японцев императорское качество и ничего не ломается .Второй раз благополучно дошли до Корсакова.

Да ты,Васек вообще не в теме оказывается
13 человек организованно встретили автобус,поселили в гостиницу,организовали экскурсию,отправили всю группу домой.
А задержка была в том,что “лебедя” провели как транспортное средство,поэтому нужно обратно отправлять,чтобы не таможить.
Два парохода наняли,чтобы тащить одного лебедя
На Бахусе все японцы не поместились,пришлось второй пароход нанимать.
“не читайте советских газет перед обедом”

Следом последовало опровержение, увы разочаровавшее всех поклонников экстрима
https://sakhalin.info/news/136245/
Японцы, плывшие на Сахалин на лебеде, были членами съемочной группы

Стали известны подробности невероятного путешествия двух экстремалов из Вакканая к берегам Сахалина. Sakh.com получил фотографии транспортного средства, на котором японцы собирались преодолеть пролив Лаперуза. Это действительно катамаран в виде лебедя на “педальном”, то есть ножном ходу, без двигателей.

Оказалось, что двое японцев были в составе съемочной группы, которая собиралась снять про них фильм. Они долго готовились к переходу, оборудовали своего лебедя солнечными батареями, навигационными приспособлениями и др. Группа наняла два катера для сопровождения лебедя. Они прибыли в Вакканай, один катер взял на буксир катамаран, и в открытом море события развивались, как Sakh.com рассказывал вчера: японцы периодически перебирались с судна на свою птицу, почти сразу тонули, предпринимали другие попытки. В итоге к Сахалину они добрались на борту сопровождавшего их катера.

Катамаран они сначала хотели оформить как багаж, но потом передали пограничникам и таможенникам документы как на транспортное средство. Сами же герои несостоявшегося фильма пытались оформиться на Сахалине как экипаж лебедя. Кстати, все японцы (и “экипаж лебедя”, и пять человек съемочной группы) были с документами: имели визы и международные пресс-карты. Однако от идеи продолжать снимать кино про экстремальный переход они быстро отказались (обстоятельства были против) и улетели домой. В следующий вторник на японском судне к ним приедет их лебедь.

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
На этом с Сахалином покончим и перенесемся взглянем на еще одного чудика, правда такого, которым может гордится страна

Он путешествует по Черному морю на ПСН . В качестве движителя использует себя, плывет и тащит за собой на веревке ПСН с грузом и пассажиром.

https://www.dv.kp.ru/daily/26858.7/3900248/
Пусть видят, что русские могут!»: 54-летний инвалид Юрий Бурлак вплавь добирается из Севастополя в Анталию

Дома в комоде у него пылится удостоверение инвалида II группы. В 31 год он в спортзале серьезно повредил позвоночник, когда поймал на лету 100-килограммовую штангу и у него отказали ноги. А к 54 годам стал морским волком – преодолел вплавь не одну тысячу километров. Совершает такие морские переходы, что и молодым атлетам не снились.

– Лет 20 тому назад я занимался бодибилдингом и повредил два межпозвоночных диска позвоночника, – рассказывает «Комсомолке» мореплаватель-экстремал Юрий Бурлак, стоя на Графской пристани в Севастополе.. – Дело дошло до костылей – просто сохли ноги. Но стал много плавать. А начал с того, что сажал на резиновый матрас жену и дочек и таскал по воде: семейство тянуло меня назад, а руки вперед – вот позвоночник и вытянулся.

Выбросил, говорит, костыли и жизнь стала интереснее.

– Зачем я все время в море – нужно постоянно плавать, чтобы позвоночник поддерживать в здоровом состоянии. Нет, сейчас я уже почти здоров полностью, – задорно смеется он, – а сплавы – это побочный эффект от лечения.

Сейчас из Севастополя Бурлак поплывет сначала в Стамбул. Там отдохнет недельку, а потом – Анталия.
Рядом, на волне раскачивается не совсем привычное для глаза судно с оранжевым верхом, триколором российским наверху и надписью «Расшива» на боку.


Путешествиями в Турцию никого не удивишь – путевки в ту сторону продаются и покупаются пачками.

Пару-тройка часов в салоне быстрокрылого лайнера, и ты уже на приветливом восточном курорте.

У Юрия же другие временные рамки – путешествие он планирует завершить в конце октября. После столицы Турции он через Босфор выйдет в Мраморное море, затем Средиземное, а там и до финиша – Анталии рукой подать. Всего порядка 2000 километров.
– У меня же нет мотора и даже паруса нет, – разводит руками мореплаватель.

Юрий собирается попасть за границу не на самолете или круизном теплоходе. Его средство передвижение зовется просто и емко ПСН.

Плоты спасательные надувные есть на борту практически любого судна. Если корабль начнет терпеть бедствие, то плот можно надуть за считанные минуты, спустить на воду забраться в него и спокойно дождаться помощи. Если штормит, то плот герметично застегивается и как огромная погремушка прыгает по волнам.

Юрий немного поколдовал с деревянным брусом и фанерой. В итоге на его плоту-корабле появился подвал – место для хранения вещей и продуктов. Благодаря, такому балласту плот стал еще и устойчивее.

Наверху кладовки, устроено место для сна, приготовления пищи и просто жизни.

– Если все будет стоять в хаосе, то не получиться нормально отдыхать, – считает Юрий.

Полноценный отдых мужчине необходим – ведь солидную часть пути он просто тащит за собой плот на веревке.

Одевает пояс, к нему поводок с плотом и вперед!

А как же акулы?

– Да есть некие опасения – как червяк на крючке буду себя чувствовать, – то ли в шутку, то ли всерьез признается Юрий, – я даже статистку изучил и узнал, случаи нападения акул на людей чрезвычайно редки.

Каким же стилем владеет пловец: экстремал – брасс, кроль или баттерфляй?

– Бурлакинг, – смеется Юрий и добавляет, – «Расшива» плывет не только за счет того, что я ее тащу – в море используем дрейф открытого течения. Море само помогает плыть – и когда я за бортом, и когда отдыхаю.

Режим дня простой: 9-10 часов в воде, часа 4 на обед и перекусы. Остальное – сон.

– Бывает в обед – часика 1,5 покемарю, – признается Юрий.

Почему плот – «Расшива»

– Моя фамилия Бурлак, а баржи, которые в 19 веке тащили бурлаки, называли расшивами. Ну, помните, как на картине у Репина «Бурлаки на Волге»?! – терпеливо и немного заучено объясняет Юрий, – а то все думают, что это какая-то Шива индийская или «вшивая», а это всего лишь русская плоскодонка.

«Расшива» снабжена всем нужным морским оборудованием – навигаторами, щтурманскими картами и другими штуками. Все как полагается и ее передвижение можно отследит с помощью программы «MarineTraffic».

Среди мудреной оснастки таинственно сияет золотом лик святого. Юрий честно признается:

– Я в бога верю. Иконка Николая Угодника – всегда при мне. Говорят, он покровительствует путешественникам.

Простенький вопрос «Кто вы по документам?» приводит Бурлака в легкое волнение.

– Страшный вопрос вы задаете. Когда я прихожу в порты, к пограничникам, во все морские службы, то они даже не знают как мне помочь. По регламентам нет такого судна, не существует. Они не имеют права выпускать меня. Вот найдется какой-нибудь буквоед и скажет – нельзя и все! Но проникаются ко мне уважением, пытаются как-то помочь, найти лазейки. Когда писали морские законы, то никто и не знал, что будет такой крейзи Юрка Бурлак, который на надувном баллоне будет моря пересекать! – смеется путешественник. – Это же не безопасно, экстрим. Равносильно тому как люди ходят на Эверест, то берут на себя ответственность за свою жизнь. Только нет законов запрещающих ходить в горы, а тут международные морские правила, по которым я, по существу, нелегал. По этой причине и все очень сложно оформлять. Если бы у меня была яхта или мореходный катер зарегистрированные, с номерами и документами, то никаких проблем вообще не было.

Тащит за собой 500 кг

– На каждый день заплыва взяли по банке тушенки – всего 100 банок. Воды до Стамбула должно хватить: 200 литров – 40 пятилитровых бутылок – на меня и моего моряка (сопровождающего человека .- от ред. ) по 2,5 литров в сутки. Закупили несколько десятков килограммов разной крупы – гречка, рис, геркулес и другой снеди. Я когда голодный, то все люблю. А в море знаете, какой аппетит?!- объясняет мореплаватель, – для горячего есть плиточка и к ней целая куча газовых баллонов.

Ради эксперимента Юрий запасся и спортивным питанием:

– Ну, той ерундой в порошках, которую бодибилдеры едят.

Предусмотрено на «Расшиве» и место для гардероба.

С собой Юрий берет три гидрокостюма – два летних, тонких, чтобы не сгореть на солнце и один потолще для холодной воды. И еще есть фуфайка – это такая майка из неопрена.

Деревянные переборки и полы – под 70 кило да плот сам 65 килограммов весит.

– И плюс мой моряк – под сотню. Он мужик крепкий – море слабых не любит, и самое главное заядлый рыбак, значит, не будем на одних консервах сидеть, – выдает полный расклад собеседник и тут же добавляет с теплотой в голосе, – мне его, Володю Лихачева, сам Бог послал.

Найти напарника нелегко: месяц болтаться на волнах за свой счет желающих мало.

Одному же в море не выйти – нужен соратник, чтобы прокладывал маршрут, готовил пищу и было с кем словом перекинуться.

А где же сам Юрий берет время для таких длительный морских вояжей?

– Я – ИП (индивидуальный предприниматель. – Ред.) – детским фотографом в Москве подрабатываю. Сам себе подписал заявление, оформил отпуск, выдал отпускные и премиальные, – объясняет Юрий, – на лето все равно работы нет – детей на дачи разбирают, много садиков закрывают, кто-то уезжает в отпуска и поэтому можно путешествовать с чистой совестью.

Работа начнется осенью. А пока море по курсу…

«Детям по приколу, что у них такой папа»

– Как прибудем в Турцию, то Володя улетит к себе в Краснодарский край и его сменит моя супруга Наталья. С ней то мы и поплывем дальше из Черного моря через Босфор в Мраморное, а там и Средиземное – Анталия.

Мореплаватель, выдержав паузу, с незлобной легкой иронией продолжает:

– С супругой произошло, какое-то чудо, озарение. Всю жизнь из-за этого моего увлечения со мной разводиться собиралась:

– «Зачем ты мне такой нужен, всю жизнь где-то шляешься». Я ее давным-давно, когда яхтингом еще занимался в Комсомольске- на-Амуре, раз взял покататься по морю, так ее так укачало до блевотины. И она сказала, да больше ни в жисть! А тут что-то на небе перевернулось, понимаете, и она со мной в целый экстремальный поход решилась.

А что дети?

– Дети все взрослые и им по приколу, что папочка такой путешественник. Старшей 30, средней – 29 и младшей 26. И все дочки, – и Юрий нарочито страдальчески заявляет: – эх, бабодел-бракодел проклятый, а ведь всю жизнь сына хотел!

Недовольство супруги можно понять – кому понравится муж, который каждый год по 2-3 месяца проводит в открытом море. Ладно бы деньгу зарабатывал, так нет же – тратит.

– Другие дома строят, а у меня вечные римские руины во дворе стоят – все денег не хватает, – затрагивает финансовую сторону жизни мореплаватель. – Сколько на этот поход ушло? Примерно три сотки ушло – 300 тысяч рублей.

Юрию помогают спонсоры. Поддерживает смельчака клуб “Ночные волки” и севастопольское отделение Российского географического общества.

«Пусть посмотрят, что русские могут!»

Зачем ему все это надо?

– А какого черта альпинисты на Эверест лезут? Им что места на земле мало?! И я из этой же серии. Ставишь себя задачу, цель, хочется силы попробовать. И живешь с ощущением, что все правильно – есть движение, есть мечта и цель, – экстрим. Путешествуешь и созерцаешь природу – сверху чайки, море, облака, внизу рыбки. Дельфины подходят. Море как Айвазовский нарисовал!

Мореплаватель не планирует попасть в книгу рекордов Гиннеса – слишком затратное мероприятие. Ведь нужно из своего кармана оплатить все расходы наблюдателям, которые должны на комфортабельном судне сопровождать и контролировать каждый метр пути «Расшивы».
– Зато я приду с российским флагом в Средиземное море – пусть посмотрят, что русские могут! – с лихвой собирается компенсировать этот пробел Юрий.

Самые продолжительные морские заплывы Юрия Бурлака

2005 год Сочи – Туапсе
2009 год Сочи – Новороссийск
2013 год Орда (Турция) – Сочи
2016 год Сочи – Севастополь

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
UPD
Сразу прислали ссылку на еще одного Сахалинца

Житель п. Мангидай пытался обследовать морское побережье Сахалина, выйдя в море на самодельном плоту из пластиковых бутылок.
https://sakhalin.info/news/13629
Житель п. Мангидай, который 1 октября 2002 года отправился в плавание вдоль побережья Сахалина на самодельном плоту, изготовленном из пластиковых бутылок, 7 октября доставлен в Александровск-Сахалинский. Как сообщил помощник начальника областного управления по делам ГО и ЧС Алексей Скуднов, свой выход в море на оригинальном плавсредстве 62-летний мужчина объясняет желанием обследовать побережье и выбрать новое место жительства. Два года назад он приехал на Сахалин из Алтайского края, где занимался разведением пчел.

Путешественник был обнаружен в Татарском проливе экипажем самолета “АН-2”, совершавшим облет морского побережья и прилегающей морской акватории в ходе поиска жителя п. Мгачи Р. Мусина, унесенного в море на резиновой лодке 28 сентября от Мгачинской пристани. Рыболовное судно, ведшее промысел в Татарском проливе, подошло к месту, куда сносило мореплавателя-любителя, и члены экипажа сняли его с плота.

Судьба Р. Мусина до сих пор неизвестна. При проведении поисково-спасательных работ 2 октября его лодка была обнаружена неподалеку от населенного пункта Трамбаус. Найденную лодку опознали родственники Р. Мусина. Как сообщил начальник отдела по делам ГО и ЧС Александровск-Сахалинского района Анатолий Ромасюк, поисковая операция продолжается.

И он же через пару лет

Экстремал из Мангидая 2005 год
https://sakhalin.info/weekly/28786

Борис Васильевич Силкин поселился в поселке Мангидай около 4 лет назад. Высокий, подтянутый пенсионер понравился местным жителям: спокойный, не пьет, не курит, всегда поздоровается и спросит, как дела. Летом он собирал грибы и ягоды на продажу, рыбачил. Один учебный год преподавал английский язык в местной школе.

Летом 2002 года Б. Силкин построил плот из пластиковых бутылок, на котором хотел переплыть Татарский пролив. Ему не верили, но осенью он неожиданно для всех ушел в море. Через несколько дней на траверзе г. Шахтерска его подобрало рыбацкое судно. А нынешней весной пенсионер-экстремал вновь отправился в рискованное плавание. На этот раз – на льдине!

7 апреля “мангидайский Конюхов” (так его успели окрестить журналисты) начал свой дрейф вдоль побережья. Почти неделю его неоднократно видели в 3-5 км от берега напротив пос. Мгачи, Половинка и г. Александровска-Сахалинского. Местные спасатели отслеживали ситуацию, но вызволить путешественника не могли – к удаленной от берега льдине, на которой он находился, невозможно было пробиться на лодке из-за сплошного крошева льда и шуги. А сам пленник стихии никаких признаков беспокойства не подавал.

13 апреля северо-западный ветер погнал льдину дальше от г. Александровска-Сахалинского. Экстремала три дня никто не видел. Лишь 16 апреля оперативная группа обнаружила Б. Силкина на берегу у костра. Он готовил еду. Его доставили в ГОВД, а позже – в психиатрическое отделение районной больницы на обследование. Здесь я встретился с ним и попросил рассказать о своих приключениях.

– Для меня это не экстремальное, а обычное путешествие, – подчеркнул Борис Васильевич. – Первоначально я планировал на нартах под парусом проехать вдоль побережья на север острова. Но глубокий снег помешал. Нарты для плавучести оснащены пластиковыми бутылками, и окажись я в воде, выдержали бы вес более 200 кг. Еще у меня были сани с широкими полозьями – на них основной груз. Нарты сверху накрывались полиэтиленовой пленкой – получалась каюта. Во время дрейфа в солнечные дни я в ней раздевался догола и загорал. Моей жизни ничто не угрожало, так как я подготовлен для передвижения по дрейфующему льду – раньше работал среди льдов на Каспии на зверобойной шхуне. С собой в этом плавании у меня было много продуктов. Я питаюсь по своей диете. На льду приспособился два раза в день готовить горячую пищу. С собой для этого взял стружки, жерди и другую древесину. Огонь разводил в ведре, сделав в нем дырки для тяги. Это очень экономное приспособление, не требующее много топлива. Не было проблем и с водой, ее получал из снега. Ночевал в спальном мешке, для утепления подшитом пенопластом. У меня было много теплых вещей: ватные куртки, брюки, так что не мерз. Во время дрейфа, наблюдая за льдом, я сделал для себя открытие: ломаясь, лед дает трещину параллельно волне. Интересно было наблюдать за детенышами нерпы в полыньях. Видел пролетающих уток. Когда мою льдину прибило ближе к берегу южнее мыса Жонкиер, я переправил через разводья нарты и сани с вещами и пошел вдоль берега на юг. Экспериментировал с парусом. Он иногда мне помогал, если наст был твердым. Планировал идти дальше на юг. Меня интересуют дикие места, люди, занимающиеся натуральным хозяйством. Пищу давала бы природа. В ближайшее время должна была нереститься мойва, а потом я хотел полностью перейти на водоросли – они мне очень нравятся. С собой захватил и рыбацкие снасти. Я хотел отдохнуть, путешествуя по льду, и встретить весну. Хотел дать встряску организму перед тем, как начать крестьянствовать. Но сейчас я в больнице и хочу отметить, что ко мне здесь очень душевно относятся больные и медицинский персонал.

Прокомментировать состояние Б. Силкина я попросил заведующего психиатрическим отделением больницы Леонида Григорьевича Ватажникова, имеющего почти 40-летний опыт работы по своей специализации.

– Борис Васильевич утверждает, что дрейфовал в Татарском проливе, выполняя по собственной инициативе научную работу по выживанию людей в экстремальных условиях и движению льдов. Когда я беседовал с ним после задержания, у него прослеживался инволюционный параноид. Такие люди не опасны для общества, но опасны лично для себя. Он заранее готовился к дрейфу и мог, недооценив ситуацию, замерзнуть или утонуть. К сожалению, параноиды любого характера не поддаются коррекции. Сейчас он у нас на обследовании, и после консультации с областными специалистами мы будем готовить его к выписке.