Красный Вымпел.

Когда я был маленьким, самым шиком в прогулке, было посещение подводной лодки С-56 и корабля-монумента Красного Вымпела.
Когда я вырос то на Вымпел уже не пускали. Он бесконечно стоял напротив лодки и радовал всех гостей табличкой – Закрыто.

И вот в прошлом году, военные нашли денег и отволокли его в док. Там его немного реанимировали и выставили обратно на всеобщий доступ. Это как бы не могло не радовать, но вот зайти все было недосуг.

И вот выдалась минутка и я зашел на огонек. Увы музейная часть на корабле уже давно отсутствует и перенесена в музей ТОФ . Посещению доступна лишь палуба , крыша рубки и место где стоит штурвал .

20150627-DSCF0806.jpg

Сеанс удовольствия стоит 50 руб, что очень даже гуманно


2 На палубе поставили пару лавок. Очень удобно
20150627-DSCF0779.jpg

Палубу кстати тоже отремонтировали

3 Кажется, что единственный обязательный и уникальный для каждого способ увековечивания себя в фотографии – это фото сквозь трубу вентиляции . За 20 минут так сделало 5 пар глаз
20150627-DSCF0781.jpg

4 Мачта
20150627-DSCF0791.jpg

5 Пушки
20150627-DSCF0790.jpg

6 Палубу чинили не всю
20150627-DSCF0788.jpg

7 Лучшее место это вот та площадка наверху. Там хорошо сидеть на солнышке и бухать
20150627-DSCF0787.jpg

8
20150627-DSCF0783.jpg

9 На палубу поставили пару ялов, видимо списанных с универа
20150627-DSCF0782.jpg

10 Фото сверху. Видно, что поменяли фасад у Хаята. Может скоро новый будет
20150627-DSCF0793.jpg

12 Руферы могут потихой заруфить все мачты
20150627-DSCF0796.jpg

13 на сим все.

20150627-DSCF0803.jpg


КОРАБЛЬ-БОЕЦ, КОРАБЛЬ-ТРУЖЕНИК
«Тихоокеанская «Аврора» — так на Дальнем Востоке называют «Красный вымпел» — первый корабль в составе русского Тихоокеанского флота, на котором был поднят советский военно-морской флаг.

…В октябре 1910 года на Охтинской верфи в Петербурге построили и спустили на воду парусно-паровую яхту «Адмирал Завойко». Судно было сооружено частной фирмой «Крейтон и К°» по заказу камчатского губернатора и предназначалось для нужд местной администрации. Название яхта получила в честь адмирала Василия Степановича Завойко, руководителя героической обороны Петропавловска-Камчатского в период англо-французской интервенции 1854 года.

При водоизмещении в 650 т судно имело длину 43,5 м, ширину 8,5 и осадку 4 м. Паровая машина трехкратного расширения мощностью 600 л. с,, приводившая в движение четырехлопастный винт, позволяла развивать скорость хода до 9 узлов. Пар вырабатывался цилиндрическим огнетрубным котлом, работавшим на каменном угле. Дальность плавания составляла 2500 миль.

Корпус клепаной конструкции, характерной для судов этого класса формы: острый ледорезный нос с клиперским образованием плавно переходил в шторм-дек, на котором находилась небольшая двухъярусная рубка, а за ней дымовая труба и дефлекторы. Над всем этим — две высокие мачты, на которых в случае необходимости можно было нести паруса. Под шторм-деком располагалась еще одна палуба в помещениями для пассажиров и администрации.

В 1911 году «Адмирал Завойко» совершил переход на Дальний Восток и в течение почти десяти лет выполнял скромные функции пассажирского судна.

…Свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция. Эхо ее докатилось до берегов Тихого океана. В апреле 1920 года под руководством большевиков здесь была создана Дальневосточная республика. Но острая классовая борьба за утверждение Советской власти продолжалась…

8 апреле 1921 года правительство Дальневосточной республики включило «Адмирала Завойко» в состав Сибирской военной флотилии в качестве посыльного судна. Экипаж был укомплектован военными моряками. Командиром стал бывший офицер русского флота Александр Иванович Клюсс, а комиссаром Станислав Клиосафович Орловский. Общая численность команды составляла 57 человек. С этого момента началась военная служба «Адмирала Завойко».

Вскоре корабль отошел от стенки Дальзавода и взял курс на Камчатку. Официальной целью похода была доставка продовольствия и сбор пушнины на отдаленных пунктах побережий Берингова и Охотского морей. В действительности «Адмирал Завойко» шел на Камчатку для помощи местному народно-революционному комитету. Кроме того, он вез оружие партизанам.

Положение на Камчатке в это время было довольно сложным: на рейде в Авачинской губе стояли японские корабли, которые в любое время могли высадить свои войска на берег. Активно действовали и так называемые «областники-автономисты», стремившиеся создать отдельное государство под эгидой Японии. В задачу «Адмирала Завойко» входило выяснить обстановку на месте и помочь камчатским большевикам. Этот особый рейс возглавлял член правительства ДВР старый революционер Александр Семенович Якум.

4 мая корабль вошел в Петропавловский порт и стал на якорь. «Автономисты» готовили захват «Адмирала Завойко» и арест А. С. Якума. Но команде корабля и камчатским большевикам удалось сорвать коварные замыслы белогвардейцев. К тому же коммунисты сумели в кратчайший срок свести на нет влияние «автономистов», мелкобуржуазных элементов, спекулянтов, сторонников соглашательства с Японией.

В конце мая команда узнала о том, что во Владивостоке произошел переворот и образовалось контрреволюционное правительство. Ситуация складывалась тяжелая: возвращаться было нельзя — во Владивостокском порту теперь хозяйничали белые, оставаться в Петропавловске тоже небезопасно, так как белогвардейское правительство требовало через японцев возвращения корабля.

Сделав вид, что он идет во Владивосток, «Адмирал Завойко» ночью покинул Авачинскую губу. Некоторое время шли курсом на юг, затем резко повернули на север, к Колыгирю, где команда передала партизанам оружие. Решено было прорываться в нейтральный Шанхай, учитывая, что Китай признал Советское правительство. В случае неудачи команда собиралась принять бой с противником и сражаться до последнего, несмотря на то, что все вооружение корабля в то время состояло из одного орудия небольшого калибра.

Семнадцать суток по штормовому морю продолжался переход в Шанхай. Наконец 21 июня «Адмирал Завойко» стал на якорь. Вскоре удалось установить связь с миссиями РСФСР и ДВР, находившимися в Пекине.

Долгая стоянка в Шанхае была неспокойной. Бежавшие из России белогвардейцы несколько раз пытались захватить советское судно, но команда бдительно несла вахты.

В эти трудные дни на корабле была создана партийная ячейка. В нее вошли комиссар С. Орловский, кочегар Н. Манжолин, машинист И. Теннисон, старшина кочегаров Ф. Шаденов и рулевой А. Новиков. Возглавил ячейку испытанный большевик Павел Глинков.

В Шанхае в то время находилось много пароходов русского Добровольного флота, команды которых не хотели возвращаться в занятый белыми Владивосток. Охрану этих судов советская миссия в Китае поручила экипажу «Адмирала Завойко». Когда белогвардейцы хотели захватить их и увести во Владивосток, советские моряки вывели из строя машины; суда остались в Шанхайском порту.

В конце октября 1922 года войска Народно-революционной армии и приморские партизаны освободили Владивосток. Команда «Адмирала Завойко» стала готовиться к возвращению на Родину. 24 января 1923 года на корабле торжественно подняли советский военно-морской флаг. Чрезвычайный и полномочный представитель СССР в Китае от имени Советского правительства объявил личному составу благодарность за образцовое поведение, сохранение корабля и преданность революции. Два месяца спустя «Адмирал Завойко» вошел в бухту Золотой Рог.

На следующий после возвращения день корабль посетило командование морских сил на Дальнем Востоке, а вечером состоялся митинг трудящихся города, личного состава воинских частей и экипажа «Адмирала Завойко». В Москву была отправлена телеграмма: «Владимиру Ильичу Ленину. Команда прибывшего из-за границы в родную пролетарскую Отчизну корабля «Завойко», рабочие и редакция его шефа газеты «Красное знамя», губком партии и морское командование шлют Вам пламенный привет и счастливы заверить, что возрождение красного флота на страх мировому империализму находится в верных испытанных руках».

23 марта 1923 года корабль был переименован в «Красный вымпел» и зачислен в класс сторожевиков. В мае на нем установили четыре 75-мм орудия (два на корме и два в носовой части) и 40-мм зенитный пулемет «виккерс», который в 30-х годах заменили двумя «максимами». Орудия закрывались специальными броневыми щитами толщиной 25 мм. Теперь корабль должен был охранять территориальные воды СССР от браконьеров, безнаказанно хозяйничавших на Дальнем Востоке в период интервенции. С этого времени началась многолетняя трудная и почетная служба «Красного вымпела» по охране морских границ нашей Родины.

В 1924-1925 годах команда «Красного вымпела» принимала активное участие в ликвидации оставшихся белогвардейских банд на побережье Охотского и Берингова морей, в налаживании новой жизни во многих населенных пунктах, в организации комсомольских ячеек, в разъяснении среди национальных меньшинств первых декретов Советской власти.

Чуть позже корабль выполнил сложную работу по буксировке с Сахалина на Амур судов военной речной флотилии, уведенных японцами. Экипаж под командованием А. А. Шефнера проявил большое мужество и героизм при переводе с острова кораблей. Под ударами волн на них расходились швы, вылетали заклепки, в корпуса проникала вода. За отличное выполнение этого задания и безупречную службу социалистической Родине народный комиссар по военным и морским делам СССР объявил экипажу благодарность.

С 1928 по 1931 год «Красный вымпел» принимал участие во многих гидрографических экспедициях по изучению и осуществлению морских съемок северной части Берингова моря. Высокой бдительности, выдержки и хорошей морской выучки требовало плавание во льдах, в тумане, в штормовых условиях. Несмотря на трудности, правительственное задание — описать большой участок побережья от острова Карагинский до Анадырского лимана — команда выполнила в срок.

Летом 1929 года «Красному вымпелу» поручили оборудовать посадочные пункты на островах Беринга и Атту для одного из первенцев нашей авиации — гидросамолета «Страна Советов», летавшего по маршруту Москва — Нью-Йорк через Сибирь, Охотское море и Тихий океан.

В 1932 году по решению Коммунистической партии и Советского правительства начинается создание Тихоокеанского флота. Одним из первых в его состав был включен «Красный вымпел».

Впоследствии «Красный вымпел» использовался для боевой подготовки кораблей и частей флота. Находясь неделями в море, он днем и ночью обеспечивал артиллерийские и торпедные стрельбы подводников и катерников, морских летчиков и артиллеристов береговой обороны.

В предвоенные годы корабль перешел в ведение Тихоокеанского высшего военно-морского училища, где проходили морскую и штурманскую практику будущие командиры советского флота.

В Великую Отечественную войну «Красный вымпел» выполнял работы по прокладке подводных кабелей, обеспечивал стоянки подводных лодок на отдаленных необорудованных рейдах.

После войны за отличное выполнение задания по обнаружению вражеских мин и разработку способов их траления 23 члена экипажа «Красного вымпела» были награждены орденами и медалями.

Тридцать семь лет находился «Красный вымпел» в боевом строю Тихоокеанского флота и с честью нес советский военно-морской флаг. Около двадцати лет назад по решению Военного совета Тихоокеанского флота корабль-ветеран был превращен в корабль-музей. «Красный вымпел» стал подлинной штаб-квартирой ветеранов, активных участников строительства военно-морских сил, пропагандистов революционных и боевых традиций. Молодые матросы торжественно принимают здесь военную присягу, молодежи вручают комсомольские билеты. Под флагом «Красного вымпела» проходят походы по местам революционной, боевой и трудовой славы…

И еще долгие годы корабль-ветеран будет служить делу воспитания у современного поколения патриотизма, любви к флоту и его славным традициям.

В. ЧЕПЕЛЕВ Амурская обл., с. Отважное “Моделист-Конструктор” 1977, №9